Один из наиболее надежных, по утверждению экспертов, современных самолетов Ан-124-100 совершил аварийную посадку в канадском аэропорту города Гандер (остров Ньюфаундленд). Инцидент произошел 31 марта в 9.15 по московскому времени. При посадке самолет авиакомпании «Волга-Днепр» выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. На борту находились девять членов экипажа, десять человек технической бригады и 98 тонн груза. Самолет выполнял рейс по маршруту Гринвиль (США) – Гандер (Канада) – Шеннон (Ирландия) и далее с промежуточными посадками до Тяньцзиня (Китай).
В компании «Волга-Днепр» телефоны вчера молчали. А как сообщили в Министерстве транспорта России со ссылкой на сообщения экипажа, первая стадия пробега по взлетно-посадочной полосе прошла в штатном режиме. Но после выключения реверса эффективного торможения колесами не наблюдалось. Пилоты применили реверс повторно, и при этом возникла опасность столкновения с радиотехническими сооружениями аэропорта. Пилоты развернули борт влево, самолет выкатился с полосы на 78 метров, развернулся вокруг передней ноги шасси и остановился курсом, противоположным курсу посадки.
Выяснением причин летного инцидента займется специальная комиссия, куда должны будут войти представители авиакомпании «Волга-Днепр» и местные специалисты безопасности полетов, объяснил корреспонденту «НГ» президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов. Он уточнил, что до официального заключения комиссии борт не получит разрешения подняться в воздух. Причем скорость разбирательств будет зависеть от того, как оперативно авиакомпании удастся доставить в Канаду своих специалистов. На данный момент утверждается, что значительных повреждений нет, единственное – деформация створки шасси. Кроме того, эксперт отметил, что вне полосы есть светотехнические сооружения – фонари, с которыми Ан-124 вполне мог столкнуться и получить дополнительные повреждения.
Олег Смирнов предположил, что причиной происшествия могла стать мокрая взлетно-посадочная полоса. «Мог идти ливень, при котором коэффициент сцепления шасси с взлетно-посадочной полосой меньше, чем обычно, что могло увеличить длину пробега после посадки и ухудшить эффект торможения колес. Второй вариант – мог произойти перелет точки приземления», – объяснил заслуженный летчик.
Кроме того, Смирнов подчеркнул, что самолет Ан-124 – на сегодняшний день один из самых надежных самолетов. В основном на борту таких машин перевозятся крупногабаритные грузы для нефтяной и газовой промышленности. Подводя итог произошедшему, эксперт заключил, что теперь авиакомпанию могут ожидать большие штрафы со стороны аэропорта, если инцидент нарушил его работу. Причем такие санкции не будут зависеть от результатов расследования.