С помощью таких объявлений неизвестные предлагают решить проблему с документами за несколько дней.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Водительские права все-таки продаются и покупаются. Вчера этот факт впервые официально признал начальник Департамента безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов. «Статистики такой нет, но факты такие есть», – заявил он на пресс-конференции в Москве. Главный автоинспектор сообщил также, что несколько подобных случаев было выявлено в ходе проверки его ведомства Генпрокуратурой РФ. При этом Кирьянов не стал возлагать всю полноту ответственности за незаконные сделки на одних лишь своих подчиненных. «Зачем неподготовленный человек идет на покупку прав, подвергая себя и окружающих опасности?» – задался он риторическим вопросом.
14 тысяч – и вы за рулем
Пассажиры Московского метрополитена давно привыкли к листовкам, которые шустрые молодые люди наклеивают на двери и стены вагонов. Среди объявлений о настройке компьютера, сборке шкафа или приобретении недорогих дверей, заметно выделяются те, что предлагают услуги по оформлению регистраций, медицинских книжек и даже водительских удостоверений. Кажется, все настолько привыкли к этой аппликации, что перестали ее замечать. Вовсе нет.
...Час пик. В вагоне метро на площадке перед дверями тесно, не поднять руку к поручню. Но молодой человек впереди все-таки исхитряется дотянуться до листочка голубого цвета над дверью вагона. Рядом наклеено еще несколько таких же: «Оформление документов. Водительское удостоверение, техосмотр». И – номер телефона. Еще несколько с подобными предложениями, но на бумажках другого цвета красуются здесь же. На них приписано мелкими буквами: «Помощь в оформлении, консультации».
О том, как происходит «оформление документов», корреспонденту «НГ» рассказала девушка, позвонившая по одному из телефонов объявления, напечатанного на голубой бумаге.
«Алло!» – «По объявлению вас беспокою, не сдала экзамен на права в автошколе, вы можете помочь?» – «Это будет стоить 14 тысяч рублей». – «И никаких экзаменов?!» – «Вы просто привозите документы, а потом подъедете забрать права». – «Долго ждать?» – «Неделю-полторы, и можете ездить». – «Права настоящие?» – «Не волнуйтесь, мы делаем через автошколу». – «Точно никаких экзаменов?» – «Только документы!» – «Спасибо, подумаю». – «Звоните». Выслушав этот рассказ, стало страшно переходить улицу...
Права в придачу к машине
В московском управлении ГИБДД спокойно отреагировали на существование такого рода контор и их объявлений, развешанных по всей подземке. Старший инспектор отдела пропаганды Игорь Колосков заявил корреспонденту «НГ», что их служба отслеживает подобные вещи, но в основном это работа специалистов по экономической безопасности.
Пресс-секретарь столичного УБЭПа Филипп Золотницкий, в свою очередь, пояснил, что через подобные объявления чаще всего реализуются исключительно поддельные водительские удостоверения и технические документы. «В течение прошлого года мы задержали целых шесть преступных групп, которые занимались чуть ли не промышленным производством поддельных документов. Хотя у нас был случай, когда выдавали удостоверения на настоящих бланках. Вычислить умельцев довольно сложно, несмотря на наличие телефона. А задержать надо не курьера, не какую-нибудь бабушку, которая развозит нелегальные права и регистрации, а организаторов», – сказал Золотницкий. К слову, организаторам подобных производств грозит до 10 лет лишения свободы.
Удивляет то, что сомнений в поддельности таких «документов» нет только у представителей правоохранительных органов. Эксперты и потребители в один голос говорят: нелегальным путем вполне можно получить самые настоящие водительские права и талон техосмотра. Депутат Госдумы Виктор Похмелкин рассказал, например, что купить водительское удостоверение можно не только по объявлению в метро. «Если вы приобретаете новый автомобиль в салоне, вам тут же могут предложить определенную услугу, за которую вы заплатите некоторую дополнительную сумму. И вам привезут все необходимое, включая водительские права. Без очереди. Вопрос: как это делается и куда идут эти деньги? – говорит парламентарий. – Вся система завязана на коррупции внутри ГИБДД, и они никогда не будут ее разоблачать, они с этого кормятся. Посредник часть оставляет себе, а часть отдает людям, от которых зависит решение вопроса».
Следующий звонок был в Департамент собственной безопасности МВД России. Однако там корреспондента «НГ» заверили, что объявлениями об оформлении водительских документов они не занимаются. Сотрудница пресс-службы предположила, что это скорее прерогатива столичного ГУВД.
Но и в пресс-службе ГУВД Москвы очень удивились, почему здесь должны заниматься этой проблемой. Следующим адресом стало УВД столичной подземки. Пресс-секретарь УВД на метрополитене Елена Дмитриева заявила корреспонденту «НГ», что они занимаются обеспечением общественной безопасности, а всякого рода объявлениями – руководство метро. Но поскольку к деятельности ГИБДД данные руководители подземки никакого отношения не имеют и наблюдением за работой милиционеров не занимаются, то обращаться туда не имело смысла и круг замкнулся.
Взятка – это хорошо
В середине марта депутаты Госдумы в первом чтении увеличили штрафы за нарушения правил дорожного движения. Законопроект переписывает главу 12 КоАП и ряд других статей Административного кодекса, затрагивающих права автомобилистов. Очень существенно возрастет наказание за превышение скорости, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет, езду в нетрезвом виде и без прав.
Виктор Похмелкин уверен, что ужесточение штрафов не только не уменьшит количество ДТП, но и подтолкнет сотрудников ГИБДД на провоцирование нарушений правил. «Очевидно, что повышение штрафов даст толчок к тому, что взяток будут брать больше. С этим не спорят даже сторонники этого законопроекта. Они, правда, считают, что увеличение размеров взятки благотворно скажется на дорожном движении. Потому что если придется больше платить, то водители будут вынуждены реже нарушать правила, – объясняет депутат. – У меня другая логика. Когда вероятных взяток становится больше, стражи дорожного порядка будут нацелены не на их предупреждение, а на то, чтобы как можно больше выкачивать с водителей. Будут провоцировать. Коррупция только ухудшит дорожную ситуацию, а не спасет».
Сегодня даже сами сотрудники ГИБДД признают, что дорожная статистика похожа на сводки с поля боя. В связи с этим президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отмечает, что, несмотря на говорящие цифры, мало уделяется внимания выяснению причин нарушений ПДД и, как следствие, дорожно-транспортных происшествий. «Если собрать статистику и обобщить, станет понятно, почему люди нарушают правила и создают аварийные ситуации, – говорит Травин. – Например, человек едет в аэропорт, на самолет опоздал, а ближайший разворот через 50 километров, вот человек и нарушает, разворачиваясь в неположенном месте. Если выяснить причину и устранить, мы перестанем нарушать, а следовательно, платить».
«При нынешней системе сотрудникам ГИБДД выгодно, чтобы люди не соблюдали правила, – с уверенностью заявляет Виктор Похмелкин. – Поэтому они и ведут себя на дорогах соответствующим образом – ничего не делают, чтобы предупредить, а только выявляют уже совершенные нарушения. Например, стоит знак ограничения скорости или запрещающий обгон. Для того чтобы предупредить нарушение, гаишнику надо встать рядом со знаком или перед ним, а он делает это за ним, причем прячась в кустах с радаром».
Продавать можно, использовать – нет
Правозащитник Травин в унисон с депутатом Похмелкиным замечает, что ни один суд еще не вынес предписания магазину, где свободно продаются мигалки для машин. «Государство хочет получать и налоги с продажи мигалок, и штрафы за то, что их ставят на машины. А лучше при этом лишать автовладельцев прав и тем самым бороться с пробками на дорогах», – возмущается правозащитник.
...Как рассказал на вчерашней пресс-конференции начальник Департамента безопасности дорожного движения Виктор Кирьянов, в настоящее время его ведомство совместно с Министерством образования РФ готовит новую программу обучения начинающих водителей, поскольку, по словам Кирьянова, нынешняя методика устарела. «Думаю, что после принятия новой программы подготовку водителей удастся поднять на качественно новый уровень», – сказал он. В чем будет отличие, пока неизвестно, как неизвестно, и сколько водителей ездят с купленными правами. Пока же от предложений купить водительское удостоверение отвлекает только металлический голос громкоговорителя в метро, который напоминает пассажирам о том, что не стоит верить незаконно расклеенным объявлениям.