В Париже с 13 по 16 марта прошел международный семинар ЮНЕСКО под названием «Диалог культур и цивилизаций: мост между правами человека и нравственными ценностями». Форум, на котором председательствовал бывший генсек Совета Европы Вальтер Швиммер, собрал религиозных и общественных деятелей из 25 стран мира. Русскую Православную Церковь представлял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата выступил с громкой инициативой создать межрелигиозную ассамблею при Организации Объединенных Наций.
Впервые эта идея была озвучена митрополитом Кириллом в июле прошлого года на московском Саммите религиозных лидеров. Теперь глава ОВЦС МП вновь вернулся к идее межрелигиозной ассамблеи. «Это нужно для того, чтобы не происходило навязывания через международные учреждения взглядов меньшинства большинству населения планеты, которое придерживается традиционной, религиозно обоснованной морали», – заявил митрополит Кирилл.
Таким образом, новый орган призван защитить традиционные ценности перед натиском «воинствующего секуляризма». Свою позицию митрополит Кирилл аргументировал цитатой из Декларации прав и свобод человека 1948 г. «При осуществлении своих прав и свобод, – говорится в ней, – каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали».
Активность Русской Православной Церкви на разного рода форумах при международных организациях, конечно, не новость. В частности, стали уже привычными встречи комиссара Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблеса с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Международный статус имеет и Всемирный Русский Народный Собор. Принятую им в прошлом году «народную» концепцию прав и свобод человека митрополит Кирилл неустанно презентует на самых разных форумах, саммитах и межрелигиозных встречах.
Однако не все в РПЦ разделяют подобный энтузиазм. Не секрет, что в ультраправославных кругах нередко даже сам факт межрелигиозной встречи вызывает глухое недовольство. В июле 2006 г. митрополит Кирилл был вынужден неоднократно повторять перед журналистами, что на Cаммите религиозных лидеров не поднимались темы богословского характера. Тем не менее спустя полгода эта тема в явно конспирологическом ключе вновь всплыла в нашумевшем «обращении» епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана). Возникает закономерный вопрос. Не вызовет ли создание межрелигиозной ассамблеи при ООН очередной виток подобных настроений?
Даже если такая межрелигиозная ассамблея будет создана, ее реальный вес в системе мировой политики сведется к минимуму. Прежде всего она будет ограничена статусом консультативного органа. Кроме того, структура ООН настолько громоздка, что появление новой совещательной комиссии скорее всего просто пройдет незамеченным. При международных организациях и сегодня действует множество подобных форумов, похожих друг на друга как две капли воды. Они нужны в первую очередь самим религиозным организациям, так как придают им больший вес в глазах различных государств и на международной арене.