Несмотря на то что в Португалии из-за низкой явки фактически 11 февраля провалился референдум об абортах, правящая Социалистическая партия намерена настаивать на их легализации. Премьер-министр страны Жозе Сократеш уже заявил, что будет добиваться принятия соответствующего закона парламентом. При том что в референдуме приняли участие лишь 40% португальцев, 59% пришедших к урнам для голосования высказались за легализацию абортов, и это обстоятельство вдохновляет Сократеша. Принятие закона, если оно произойдет, безусловно, вызовет бурный протест у Католической Церкви.
Еще осенью 2006 г., когда стало известно о проведении референдума, в португальских СМИ появилась информация о том, что иерархи Католической Церкви в Португалии и, в частности, архиепископ Лиссабона кардинал Жозе да Круз Поликарпу призывали паству не участвовать в голосовании. Сам Поликарпу опроверг эту информацию. Он заявил, что, напротив, призывал католиков принять активное участие в референдуме и проголосовать против легализации абортов. Конференция католических епископов Португалии (ККЕП) и вовсе обратилась к духовенству с просьбой «не присоединяться к политическому цирку» и не посвящать проповеди теме прерывания беременности.
Духовенство не прислушалось. По сообщениям агентства «Франс Пресс», в некоторых приходах людям, желающим проголосовать за легализацию абортов, священники угрожали отлучением от Церкви. Не ограничивали себя в высказываниях и иерархи. Епископ Гарды (север страны) Мануэль да Роча Фелисиу назвал аборт «гнусным преступлением», а епископ города Браганки Антониу Морейра Монтеш и вовсе «соригинальничал». «Все мы были потрясены кадрами казни Саддама Хусейна, – заявил он. – Вот и аборт – это тоже разновидность смертной казни!»
Понятно, что при таком давлении прямые призывы к игнорированию референдума не понадобились. Португальцы просто не выдержали информационного прессинга. Четыре месяца кряду правозащитные организации призывали их защитить права женщин, а Церковь взывала к «католической идентичности». Неудивительно, что многие выбрали легкий путь. По сути, повторилась ситуация 1998 года, когда в аналогичном референдуме приняли участие лишь 30% португальцев.
Так или иначе, результаты последнего референдума вызвали недовольство у иерархов Католической Церкви. «Мы должны реалистично смотреть на вещи. Победа сторонников абортов на референдуме свидетельствует о явной культурной мутации португальцев», – говорится в официальном заявлении ККЕП. Впрочем, реализм реализмом, а сдавать позиции Церковь не намерена. Иерархи призвали врачей-католиков отказываться от совершения абортов, а верующих, проголосовавших в поддержку изменения законодательства о прерывании беременности, фактически обвинили в «нелояльности» Церкви.
Сегодня в Португалии можно легально сделать аборт только в том случае, если беременность – результат насилия, если она угрожает здоровью или жизни матери или же в случае нежизнеспособности плода. Схожие законодательства разной степени мягкости действуют еще в двух странах Евросоюза – в Ирландии и Польше (на Мальте аборты полностью запрещены). В Ирландии вопрос об ужесточении закона об абортах был выдвинут правительством на референдум в марте 2002 г., и противники прерывания беременности едва не одержали победу.
В Польше такой референдум пока не проводился, несмотря на обещания находившихся долгое время у власти социалистов и поддержку этой идеи населением. Впрочем, данные социологических опросов свидетельствуют о том, что лишь 12% поляков полностью разделяют консервативную позицию Церкви в отношении абортов (т.е. их полный запрет). Для стран, считающихся оплотом католицизма в ЕС, это весьма характерная тенденция, которая рано или поздно должна найти отражение и в законодательстве этих стран.