Священный Синод Элладской Православной Церкви (ЭПЦ) 9 февраля постановил выяснить, почему на стене храма Пресвятой Богородицы в городке Аксиуполи появилась фреска, изображающая Ленина. На незавершенной росписи вождь мирового пролетариата стрижет бороду архиепископу Симферопольскому и Крымскому Луке (Войно-Ясенецкому), канонизированному в 1996 г. По замыслу художника Константиноса Вафиадиса, эта фреска символизирует гонения на Церковь в СССР. Теперь местному епископу предстоит узнать и в письменной форме доложить Синоду, получал ли скандальный сюжет одобрение храмовой комиссии и обладает ли Вафиадис квалификацией иконописца.
Фантазия Константиноса Вафиадиса не ограничилась Лениным. На стенах храма, например, изображено Ихэтуаньское восстание в Китае 1900 г., участники которого убивали православных китайцев. На одной из фресок изображен Иисус, беседующий с легендарным древнегреческим поэтом Гомером. Вафиадис утверждает, что тем самым он хотел показать присутствие Бога в истории до рождения Христа. Художник (а кроме того, профессор искусствоведения) говорит, что жители Аксиуполи «в восторге» от его работ, а настоятель храма подчеркивает, что православие не ограничивает свободы художника.
По мнению самого художника, он не совершил ничего кощунственного, ведь в православных церквах встречаются не только изображения мучеников, но и «гонителей христианства», например, римского императора Диоклетиана. К тому же средневековые художники изображали на фресках и Гомера, и Плутарха, и Еврипида, и Аристотеля, и даже Александра Македонского. Вопрос в другом: где порог, отделяющий изображение исторического персонажа на фреске от превращения христианской живописи в объект массовой культуры?
Комментируя ситуацию для агентства Reuters, греческий богослов Гиоргос Мустакис назвал фреску «осквернением святого места». Следующий шаг, по его мнению, – это изображение на стене церкви Мэрилин Монро. Мустакис успел зарекомендовать себя критиком современного христианского искусства: два года назад он неодобрительно отозвался о фильме Мела Гибсона «Страсти Христовы», хотя режиссер адекватно передал евангельский текст. Тогда греческому богослову не понравилось, что фильм «возбуждает фундаменталистские настроения».
Фрески Константиноса Вафиадиса – не первый случай в Греции, когда тяга к модернизации христианской проповеди идет вразрез с позицией Синода Элладской Православной Церкви. В 1999 г. пять греческих монахов основали рок-группу «Элефтерия» и выпустили первый диск, а идейный вдохновитель коллектива архимандрит Нектарий (Мулатсиотис) даже преобразовал свой монастырь в монашеское братство, чтобы обрести большую независимость от консервативного Синода. Иерархи ЭПЦ полагают, что деятельность поп- или рок-музыкантов несовместима с монашескими обетами смирения и послушания.
Тираж первого альбома группы «Элефтерия» разошелся, как горячие пирожки. Скорее всего и церковь Пресвятой Богородицы в Аксиуполи с новаторскими фресками Вафиадиса вполне могла бы стать объектом туристических «паломничеств». Секуляризация не обошла Грецию стороной, и не исключено, что модернизация христианской живописи сослужила бы Церкви хорошую службу. На заре христианства фрески подчас выполняли функцию «Библии для неграмотных», но для современного человека традиционные изображения библейских сюжетов или христианских святых – не более чем памятники искусства. А назидательность современной живописи идет в ногу с актуальностью затрагиваемых художником сюжетов.
Каково мнение на этот счет ЭПЦ, покажет решение ее Синода. Пока о судьбе росписей можно только гадать, но с тем, что Константинос Вафиадис сделал себе имя, будет сложно поспорить.