Скотленд-Ярд на ближайшей неделе, возможно, проинформирует российские власти о том, будут ли следователи Генпрокуратуры допущены в Лондон для проведения следственных действий в рамках дела Литвиненко. В пресс-службе Министерства внутренних дел Великобритании «НГ» вчера сообщили, что запрос из России об оказании правовой помощи в расследовании смерти бывшего офицера ФСБ, направленный 8 января, получен. Запрос адресован на имя министра Джона Рида, однако тот, как пояснили в британском МВД, распорядился передать его руководству Скотленд-Ярда. «Именно оно теперь должно принять решение, предоставлять эту помощь или нет», – сказал представитель министерства. Конкретную дату передачи письма он назвать не смог.
В пресс-службе лондонской полиции «НГ» заявили, что «письмо пока не получили». На вопрос, когда можно будет получить комментарий полиции по запросу, предложили позвонить «на следующей неделе».
Между тем российский МИД уже упрекнул официальный Лондон в затягивании российского следствия по делу Литвиненко. В заявлении официального представителя российского внешнеполитического ведомства Михаила Камынина, размещенном в среду вечером на сайте МИДа и оформленном как ответ на вопрос журналистов, опровергается готовность Великобритании принять следственную бригаду Генпрокуратуры. «Запрос Генпрокуратуры России об оказании правовой помощи по данному уголовному делу был направлен на имя министра внутренних дел Великобритании Рида еще 8 января, – напомнил Камынин. – Ответ до сих пор не получен».
Между тем бывший непосредственный начальник Александра Литвиненко в 7-м отделе управления по разработке преступных организаций ФСБ России, а ныне московский адвокат Александр Гусак выдвинул собственную версию смерти своего бывшего коллеги. В интервью BBC он предположил, что Литвиненко могли отравить российские агенты, которых он сдал английской разведке после своего бегства на Запад.
«Скажу вам честно, я никому из них не сказал, чтобы он пошел и убил Литвиненко, хотя один из них (рассекреченных агентов) действительно мне сказал: «Слушай, он столько натворил, хочешь, я его прикончу?» – заявил Гусак в телепрограмме канала BBC Newsnight. Он подчеркнул, что не собирается настаивать на версии, будто именно этот агент убил Литвиненко.
В беседе с корреспондентом «НГ» Александр Гусак несколько подкорректировал свою версию убийства Литвиненко, заявив, что не думает, что «это сделали люди, которых он предал»: «Пенсионер знаете чем занимается у нас в России. У него разве есть столько средств, чтобы осуществить какую-то акцию за рубежом? И вообще, нужно ему это или нет». Он подчеркнул, что считает Литвиненко предателем: «Я вот смотрел на этого человека, который вещал по телевизору и поливал грязью свой народ. И вызывал он у меня только жалость и презрение. Даже мысли посещали, может, слетать, засунуть его в багажник и отвезти в посольство». По словам Гусака, даже после того, как в конце 90-х их пути разошлись, Литвиненко старался не терять с ним связи. «Он на меня достаточно интенсивно выходил. Последний раз – в 2005 году. Вытаскивал меня в Лондон, – рассказал Гусак. – Но у меня были данные, что в отношении меня он хотел провести какую-то акцию. Поэтому я ему отказал».
Александр Гусак также прокомментировал статью в The Times, в которой он, как пишет издание, подтвердил заявление Литвиненко, что начальник их секретного подразделения в 1997 году приказал им убить Березовского. «Никакого плана не было. Ограничивалось все болтовней. Никто конкретно такого приказа не отдавал», – заявил Гусак. При этом он оговорился, что «если бы такой приказ был, я его принял бы только от основного руководителя».