Громкое дело о гибели экс-контрразведчика Александра Литвиненко, вероятнее всего, закончится ничем. За последние дни британские СМИ уже дважды публиковали утечки из Скотленд-Ярда, смысл которых сводится именно к такому выводу. И хотя процессуальная практика Великобритании знает примеры вынесения заочных приговоров, в Соединенном Королевстве все откровеннее намекают на то, что суда может и не быть. Судьба дела Литвиненко теперь в большей степени зависит от России, чем от Англии. Однако, как подчеркивают в российских правоохранительных органах, экстрадировать наших соотечественников запрещает Конституция. Несмотря на это, как заявила корреспонденту «НГ» заслуженный юрист РФ, профессор Института и права РАН Инга Михайловская, «если выяснится, что в деле замешана некая подпольная группа, которая с территории России занимается контрабандой радиоактивных веществ, нам придется заниматься расследованием. Инициатива привлечения этих людей к уголовной ответственности в России должна исходить от британской стороны. И в этом случае запрос Британии об экстрадиции нашими властями обязательно должен быть рассмотрен».
Правда, по словам профессора Михайловской, о степени виновности подозреваемых можно будет говорить только после того, как следователи Скотленд-Ярда передадут материалы расследования в Королевскую прокуратуру Великобритании и та признает или не признает, что собранных доказательств достаточно для предъявления им обвинения. «Если прокурор посчитает, что там нет основания для возбуждения, как они говорят, уголовного иска, то никакого процесса не будет», – пояснила юрист.
Между тем, как пишут в воскресенье британские СМИ, основные подозреваемые в убийстве бывшего офицера ФСБ – россияне Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун – не смогут предстать перед судом в Англии, поскольку российское законодательство не предусматривает выдачу своих граждан зарубежным странам для осуществления над ними правосудия. Журналисты The Sunday Times в связи с этим даже выдвинули версию, что дело Литвиненко может быть закрыто.
Ссылаясь на свои источники в правоохранительных органах, The Sunday Times отмечает, что следователи Скотленд-Ярда считают главными подозреваемыми в совершении преступления россиян Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна, которые встречались с Литвиненко 1 ноября 2006 года в лондонском отеле Millennium (именно в ходе этой встречи, как выяснили британские полицейские, бывший полковник ФСБ вместе с чашкой чая получил смертельную дозу полония-210). Однако британские власти не смогут привлечь их к ответственности, так как оба подозреваемых находятся в России, а по российским законам экстрадиция граждан РФ в другие страны запрещена. «Мы не комментируем конкретные дела об экстрадиции. Однако российская судебная система не позволяет экстрадировать собственных граждан», – цитирует газета слова представителя британского Министерства внутренних дел.
Семья Литвиненко, по данным The Sunday Times, уже проинформирована о том, что виновные в его гибели вряд ли предстанут перед британским судом. «Марине (вдове покойного) сказали, что следователи уверены в том, что им известно, кто совершил убийство, и что они раскрыли дело. Но у них нет другого выхода, кроме как закрыть его, потому что нет шансов добиться экстрадиции подозреваемых», – сообщил газете некий источник, близкий к следствию.
Скотленд-Ярд пока официально не комментирует версию о возможном закрытии дела о лондонском отравлении. Впрочем, как и сам ход расследования, ограничиваясь лишь заявлениями о том, что оно продолжается. Позицию Генпрокуратуры, ведущей собственное расследование убийства Александра Литвиненко и покушения на его делового партнера Дмитрия Ковтуна, вчера выяснить не удалось. «Конкретно дело Литвиненко комментировать не буду», – заявили корреспонденту «НГ» официальный представитель Управления взаимодействия со СМИ надзорного ведомства.
Впрочем, источник Интерфакса в Генпрокуратуре ранее подтвердил, что подозреваемых по делу Литвиненко Великобритании не выдадут. «Если из Лондона поступит запрос об экстрадиции Лугового, то ответ скорее всего будет таков: Конституция России запрещает выдачу своих граждан», – сказал представитель надзорного ведомства. При этом он отметил, что «российское законодательство предусматривает привлечение гражданина РФ к уголовной ответственности за преступление, совершенное за рубежом, в случае наличия доказательств его виновности».