Следственные действия по новому делу бывших руководителей ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, возобновившиеся на этой неделе в читинском СИЗО № 1, могут затянуться до 21 марта. Об этом «НГ» сообщил вчера находящийся в Чите адвокат Лебедева Владимир Краснов. Он также подчеркнул, что позиция его подзащитного – не сотрудничать со следствием – не изменилась.
«Решением руководства Генпрокуратуры он (Лебедев. – «НГ») переведен Читу на срок до трех месяцев, как и Ходорковский. Но не очень понятно, как эти сроки будет исчисляться: из Харпа он выехал 17 декабря, а сюда прибыл 21 декабря», – сказал адвокат. При этом он напомнил, что «защита обжаловала перевод Лебедева в Читу в Басманном суде Москвы, поскольку считает его незаконным. Но решение по этому вопросу пока не принято».
Как ранее сообщал «НГ» Владимир Краснов, в минувший вторник Платон Лебедев официально отказался участвовать в следственных действиях до тех пор, пока ему не будут предоставлены ответы на все заявления и ходатайства, поданные им ранее. Среди прочего, как пояснил адвокат, его доверитель «просил документально пояснить ему, как дело, которое возбуждалось в отношении него, превратилось в дело с другим номером, кто выносил постановление, и представить ему эти постановления». «На следующий день, в среду, нам принесли ряд документов, после изучения которых Платон Лебедев сегодня вручил следователю еще одно заявление об отказе от участия в дальнейших следственных действиях. С чем тот и отбыл», – рассказал Владимир Краснов. Адвокат отметил, что из предоставленных следователем бумаг «следует больше вопросов, чем ответов», что, по его мнению, «дает основание полагать, что нам не все показывают и не все рассказывают». «Ситуация остается прежней – мы не можем понять, в чем все-таки Лебедева подозревают», – сказал представитель защиты бывшего главы МФО МЕНАТЕП.
Владимир Краснов также сообщил, что Лебедев обжаловал в Ингодинском районном суде Читы постановление старшего следователя Генпрокуратуры Салавата Каримова, отказавшего предоставить ему материалы, подтверждающие его алиби. «Платон Леонидович просит суд оказать содействие в получении документов из государственных органов, из которых следует его алиби по ряду эпизодов, – пояснил адвокат. – Этих документов немало, и получить их в Чите невозможно – надо запрашивать центральные органы. Когда жалоба будет рассмотрена, пока не знаю, но, как мне сказала судья, она уже находится в работе».
По словам Владимира Краснова, в начале следующей недели у Платона Лебедева должно состояться свидание с женой. «Сейчас мы ждем санкции Генпрокуратуры – таков порядок. Но на словах нам сказали, что такое разрешение ожидается в понедельник. И супруга Платона Леонидовича уже планирует прилететь сюда, чтобы иметь трехчасовое свидание с мужем».
Ходорковский последовал примеру Лебедева
Михаил Ходорковский отказывается от участия в следственных действиях в рамках нового уголовного дела, возбужденного по статье «Легализация преступных доходов», – сообщил «НГ» адвокат бывшего главы НК ЮКОС Юрий Шмидт. Как говорится в заявлении Юрия Шмидта на имя старшего следователя Генпрокуратуры Салавата Каримова, распространенном вчера пресс-центром Михаила Ходорковского, его подзащитный ждет «понятного и конкретного» обвинения, до его предъявления он отказывается от участия в следственных действиях по новому уголовному делу. «Проведение предварительного расследования и содержание Ходорковского в следственном изоляторе города Читы лишены законного основания и являются ничем не прикрытым произволом», – отмечается в заявлении адвоката. «Речь, в частности, идет о том, что следователи предъявляют Ходорковскому заключения судебных экспертиз двух-трехлетней давности, при этом невозможно установить связь между этими документами и тем уголовным делом, по которому Ходорковский сейчас проходит подозреваемым», – говорится в сообщении. В заявлении адвоката отмечается, что «Ходорковский поручил адвокатам заявить о своем отказе от участия в дальнейших следственных действиях, по крайней мере до тех пор, пока ему не будет предъявлено конкретное и понятное обвинение, а сам он не будет переведен в следственный изолятор Москвы».