Юрий Воробьев: подтверждается примерно 70% наших прогнозов.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
В ближайшее время в структуре МЧС произойдут серьезные изменения: недавно руководитель ведомства Сергей Шойгу заявил, что к 2011 году министерство полностью перейдет на гражданскую и правоохранительную службу. При этом основные работы по переходу с военной на иные виды службы будут завершены уже в 2009 году. О том, как это скажется на работе одного из главных ведомств страны, «НГ» рассказал первый заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Юрий Воробьев.
– Юрий Леонидович, переход на правоохранительную службу будет означать, что МЧС по примеру других ведомств, относящихся к правоохранительной службе, станет субъектом оперативно-разыскной деятельности? Существуют органы, например, дознания по пожарам. Планируется ли создать такие дознавательные службы в других подразделениях МЧС?
– У нашего министерства есть функция дознания по делам о пожарах. Ее выполняют органы государственного пожарного надзора. По мере развития надзоров в сфере предупреждения ЧС, возможно, потребуется проводить дознание и в этой сфере деятельности. Хочу отметить, что функция дознания в системе МЧС не связана с оперативно-разыскной деятельностью.
– Что значит «переход на гражданскую и правоохранительную службу»? Почувствуют ли этот переход обыватели?
– У нас сейчас в стране существуют три вида службы – военная, гражданская и правоохранительная. Первые две определены соответствующими законами. Закон о правоохранительной службе находится в стадии разработки.
Если исходить из того, что правоохранительная служба де-факто существует, то у нас в министерстве присутствуют все три вида, а к 2009 году останутся только два. Войска гражданской обороны будут переведены в другое состояние. Задачи останутся прежними, но в составе правоохранительной и гражданской службы. Для всех граждан это не будет иметь никакого значения – это будет иметь значение только для нас.
– А на каком этапе разработки этот закон?
– Мы не являемся его разработчиками, а лишь участвуем в подготовке. Поэтому мне трудно назвать определенные сроки. Но я думаю, что в следующем году он может быть принят. Мы его очень ждем.
– Чем правоохранительная служба будет отличаться от военной?
– Предназначение военной службы – защита государства от внешних врагов, правоохранительной – обеспечение безопасности граждан и законности в государстве.
– Что будет с теми офицерами, которые служат в структуре МЧС? И где изыскивать резервы для замены призыва?
– Придется несколько перестроить свои ряды. Военных, которые служат у нас сейчас, нужно будет перевести на правоохранительную и гражданскую службу. Офицерам будет предложен переход на таких условиях, которые не скажутся на их социальной защищенности. Это сложное организационное мероприятие, но сразу после принятия закона мы это выполним. Призыва у нас не будет – будут только контрактники. Сегодня у нас служит небольшое количество призывников, контрактников значительно больше.
– Сергей Шойгу говорил, что в 2007 году в системе МЧС начнет действовать Национальный центр управления в кризисных ситуациях. Что это за структура? Каковы будут ее функции и полномочия?
– Это будет специальная оперативная служба. Так как наше министерство является координирующим звеном в российской системе предупреждения и ликвидации ЧС, центр будет носить многогранный характер. Сейчас у нас тоже существует Центр управления в кризисных ситуациях, но тот, который мы создаем, будет более многофункциональным.
Прежде всего в нем будет эффективнее организовано управление информацией, в том числе ее сбор и обработка в больших объемах, будут применяться новые способы сбора информации. Это позволит соединить в единую информационную систему все структуры, связанные с предупреждением, прогнозированием и ликвидацией ЧС. В следующем году он будет введен в эксплуатацию, а его интеллектуальная составляющая будет наращиваться постепенно.
Этот центр позволит нам управлять информацией, предназначенной для населения, через систему ОКСИОН – общероссийскую комплексную систему информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Терминалы системы будут располагаться в метро, на вокзалах, на улицах, в супермаркетах. Это такие экраны, которые будут транслировать информацию о предвестниках каких-то неприятных событий, которые могут произойти, демонстрировать, как действовать в той или иной чрезвычайной ситуации, как оказывать первую помощь. Система позволит в реальном режиме времени наблюдать за процессами, происходящими в регионе – например, измерять радиационные и химические параметры окружающей среды.
За пять лет мы должны построить две очереди системы ОКСИОН. Из Москвы можно будет контролировать ситуацию на Дальнем Востоке, Кавказе – везде, где будут установлены такие информационные экраны. Можно будет передавать информацию в реальном режиме времени – ею смогут воспользоваться и сотрудники МВД, и других специальных служб. Передавать сообщение на экраны смогут и из региона, и из Центра. Ничего подобного в России еще не было.
– МЧС далеко не первый год дает долгосрочные прогнозы ЧС техногенного и природного характера. Насколько к ним прислушиваются на местах?
– К прогнозам чаще прислушиваются те, кто однажды к ним уже не прислушался. Как говорят в России: пока гром не грянет, мужик не перекрестится┘
К сожалению, к прогнозам нередко относятся несерьезно. Немало случаев, когда есть прогноз, руководители его получили, но ничего не сделали, чтобы предотвратить беду. Во всех субъектах Федерации сейчас созданы центры мониторинга и прогнозирования, прогнозы публикуются в СМИ. В некоторых случаях мы прямо указываем на серьезные риски, как, например, при публикации «черных списков» объектов с неблагополучной пожарной безопасностью.
При подготовке прогнозов ЧС мы используем 37 источников информации, тщательно их обрабатываем. Подтверждается, как правило, примерно 70% прогнозов, которые мы даем. Эта работа постоянно совершенствуется, как и сами прогнозы: они должны быть более конкретными для специалистов┘
Однако иногда нельзя точно спрогнозировать климатические события. Наши службы находятся в некой растерянности в связи с климатическими изменениями. В настоящее время делается прогноз, исходя из теплой зимы. Сегодня существует высокая вероятность схода селей на Кавказе, наши специалисты предупреждают об этом руководителей региона и население. Например, был прогноз о сильном землетрясении на Дальнем Востоке, и сейчас большие силы спасателей присутствуют в этом районе. А недавно был прогноз по Санкт-Петербургу – обещали сильный ветер, что могло спровоцировать наводнение. Наши оперативные службы дежурили всю ночь: слава Богу, все обошлось┘
– В нынешнем году стало меньше тревожных сообщений о замерзающих городах и поселках. Что стало этому причиной – более мягкие зимы или реальное изменение положения дел на местах?
– К нынешней зиме подготовились гораздо лучше, чем во все предыдущие годы: подготовлены коммуникации, котельные. Поэтому положение дел сейчас нормальное. Ну и плюс теплая зима.
– Каков прогноз МЧС: сохранится положительная динамика или износ инфраструктуры ЖКХ все-таки приведет к ухудшению положения?
– Я все же думаю, что нас ждут большие проблемы. Нельзя так долго российским службам пребывать в расслабленном состоянии. Боюсь, что эта расслабленность и теплая погода приведут к тому, что мы пропустим резкое похолодание, которое надо ожидать. В итоге могут возникнуть всякие неприятные ситуации. Например, на Ямале температура в течение суток скачет от –2 до –37 градусов. Понятно, что такие перепады приводят к разрушению коммуникаций. В целом мы подошли к зиме более подготовленными, но риски ЧС, к сожалению, не уменьшились, а возросли...
– Объявленная президентом Владимиром Путиным антикоррупционная кампания затронула уже многие министерства и ведомства, в том числе и МЧС. Насколько серьезно проблема коррупции касается вашего министерства?
– Мы прекрасно понимаем, что нужно предпринимать меры для предотвращения коррупционных действий наших сотрудников и чиновников. Нам бы очень хотелось, чтобы у нас все было хорошо, но нельзя избежать коррупции полностью. Что касается чиновничества, то и у нас, к сожалению, есть люди, которые работают нечестно. Вместе с правоохранительными органами мы ведем расследования, не скрываем эту проблему и не закрываем на нее глаза.
– Известно, что многие предприниматели стараются налаживать отношения с органами пожарного надзора на «неформальных» условиях. Каковы масштабы этого явления? Что ему противопоставляется в системе МЧС?
– Что противопоставляется? В министерстве создана специальная комиссия по предупреждению и пресечению коррупции, мы провели огромную работу по переаттестации наших инспекторов пожарного надзора. Более чем от четверти инспекторов пришлось отказаться. А перед новыми инспекторами, которых принимаем на работу, мы принципиально ставим вопрос: кто не хочет работать честно, пусть сразу уйдет.
Я постоянно езжу по территориям, встречаюсь с людьми. Считаю, что нам удалось за последние полтора года уменьшить количество случаев взяточничества инспекторами пожарного надзора примерно на четверть. Мне кажется, что население это почувствовало. У нас есть телефоны доверия ГПН и телефоны горячей линии ГИМС. Скоро мы их объединим: будет единый номер по всей стране, по которому граждане смогут сообщать о случаях коррупции и вымогательства.