В своем послании организаторам и участникам XI всероссийского фестиваля «Православие на телевидении, радио и в печати», открывшегося в российской столице 12 декабря, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что качество теле- и радиопрограмм, выдвигаемых на конкурс, «растет год от года». Неделей ранее, 5 декабря, на Епархиальном собрании Москвы он же строго отчитал столичное духовенство, не обновляющее годами приходские интернет-сайты. Внимание Русской Православной Церкви к СМИ и современным информационным технологиям заметно возросло – виданное ли дело, чтобы Патриарх упрекал священнослужителей в недостаточном использовании возможностей интернета?!
«Демонстрируя отсутствие желания быть открытыми обществу, мы сами загоняем себя в конфессиональное гетто», – сказал на Епархиальном собрании Алексий II. В 2005 году он уже заявлял, что не приветствует идею отказа православных верующих от пользования интернетом или телевидением как «инструментом распространения порока», назвав Всемирную паутину и телевещание «средствами христианского благовестия». Сегодня Патриарх уповает на то, что переход российского телевидения на цифровое вещание облегчит задачу православной миссии.
То обстоятельство, что Алексий II призвал приходских священников внимательнее отнестись к возможностям интернета, вовсе не означает, что московское духовенство сторонится глобальной сети как дьявольского изобретения. Блог священника сегодня уже не экзотика, а известный проповедник диакон Андрей Кураев и вовсе считает возможным в некоторых случаях исповедоваться посредством интернета (см. «НГР» № 14 от 16.08.06). Более того, выступая на Епархиальном собрании, Патриарх говорил о «недопустимости» наличия телевизоров и персональных компьютеров с выходом во Всемирную паутину в монастырских кельях. Грань между пользой и соблазном, как водится, очень тонка.
Миссионерская работа с использованием новых коммуникационных технологий имеет, по мысли Предстоятеля Русской Православной Церкви (РПЦ), общенациональное значение. «От нравственных принципов, на которые опираются руководители СМИ, журналисты, авторы теле- и радиопрограмм, во многом зависит духовный климат в нашей стране», – заявил Патриарх в послании участникам фестиваля православных массмедиа. Он также подчеркнул, что нравственность журналистов влияет на нравственность общества, которое остро нуждается в «прививке духовности».
«Убийство нерожденного ребенка называется «прерыванием беременности», блудное сожительство – «гражданским браком», корыстолюбие – «материальной заинтересованностью», – такими острыми тирадами Алексий II обличал «моральный релятивизм» российского общества на Епархиальном собрании. Российские СМИ поспешили интерпретировать эти слова как попытку приравнять гражданский брак к блуду, хотя в действительности критике были подвергнуты так называемые «фактические союзы».
Скептическая оценка не освященных в церкви браков, заключенных в ЗАГСе, естественно, существует в среде православного духовенства, но возможность заявить о ней «официально» напрямую зависит от места Церкви в социальной конъюнктуре.
Темы брака и «морального релятивизма» периодически муссируют и в Ватикане. Бенедикт XVI неоднократно высказывался против «фактических союзов», а пропаганда традиционных нравственных ценностей посредством новых коммуникационных технологий вот уже более сорока лет воспринимается Католической Церковью как modus operandi (образ действий) в современном мире. Здесь Бенедикт XVI и Алексий II, что называется, поют в унисон, благословляя сочетание миссионерского пыла и новых технологий.
Проблемы начинаются, когда миссионерский задор одной Церкви реализуется на «канонической территории» другой. Здесь все разговоры о прогрессе заканчиваются, и их сменяют привычные обвинения в «прозелитизме», прозвучавшие на Епархиальном собрании из уст Патриарха и на этот раз.