Вчера российские адвокаты собрались на пятый съезд Гильдии российских адвокатов (ГРА). Наиболее острыми темами для обсуждения как в зале заседания, так и в кулуарах стали поправки к закону об адвокатуре, принятые Госдумой в первом чтении, и ряд других подзаконных актов, так или иначе влияющих на жизнь адвокатского сообщества.
В своем выступлении президент ГРА, член Общественной палаты Гасан Мирзоев говорил, в частности, о том, что поправки наделяют Министерство юстиции правом выдачи адвокатских ордеров и передают часть важных корпоративных функций органам юстиции и госрегистрации. В этом случае адвокат теряет статус независимого советника. «Вы представьте, как адвокат, зависимый от местного органа регистрации, будет защищать, к примеру, заместителя губернатора, обвиненного губернатором?» – задает риторический вопрос Мирзоев.
Еще одним острым углом стал эксперимент по созданию в 10 субъектах РФ государственных юридических бюро, призванных оказывать адвокатские услуги малоимущим гражданам. По мнению главы ГРА, эта инициатива правительства приведет лишь к необоснованным тратам бюджетных средств, так как финансируется не юридическая помощь, а новая система с ее бюрократическим аппаратом. «К тому же это профанация самого закона об адвокатуре, который четко определяет статус адвоката как независимого профессионального советника, не имеющего права вступать в трудовые отношения в качестве работника и занимать должности государственной службы», – считает Гасан Мирзоев.
Бурную реакцию вызвали «попытки правительства лишить адвокатуру гарантий обеспечения адвокатской тайны». Последние изменения в законе о финансовом мониторинге, пояснил «НГ» Гасан Мирзоев, обязывают защитника давать информацию, к примеру, о доходах своего доверителя, добытых преступным путем, что серьезно подрывает основы адвокатской тайны и самой профессии. С такой позицией не согласен президент Адвокатской палаты города Москвы Генри Резник. «Мы должны быть законниками, а не чинушами, – заявил он с трибуны съезда. – Наша работа – трактовать закон так, чтобы это было выгодно нашему клиенту. Читайте внимательно закон. Там есть приписочка: «за исключением информации, составляющей адвокатскую тайну».
Генри Резник подверг критике и еще одну инициативу ГРА – одеть всех адвокатов в мантии. «Мы хотим, чтобы сегодня адвокаты имели право выходить хотя бы в суд присяжных в мантиях», – заявил Гасан Мирзоев. По его словам, использование адвокатом мантии давно является атрибутом правосудия в развитых европейских странах. Генри Резник, в свою очередь, полагает, что до тех пор, пока средняя зарплата российского адвоката в регионах не превышает 5 тыс. рублей, а культура судопроизводства пока далека от европейской, о мантиях говорить рано.