Рекомендации Общественной палаты Министерству образования и науки по вопросу изучения религиозной культуры в школе вызвали неоднозначные оценки в российской прессе. Обязательного изучения «Основ православной культуры» или аналогичных предметов в российской школе не будет, однако будущее курса «История мировых религий», на котором настаивают в ведомстве Андрея Фурсенко, остается неясным. «НГР» попросили членов Общественной палаты прокомментировать принятый ими документ.
Александр Адамский, член комиссии Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации, глава подкомиссии по школе
Что касается вопроса об обязательном изучении основ религии, то эту дискуссию, начавшуюся после обращения министра образования и науки Андрея Фурсенко в Общественную палату в сентябре этого года, мы с повестки дня сняли. Теперь мы ставим вопрос относительно характера изучения роли и значения религий в мировой культуре, с одной стороны, а с другой стороны – об изучении традиционных религий России. При этом я не вижу ничего страшного в изучении мировых религий, наоборот, это полезно. Все боятся того, что начнут изучать секты. Но когда речь будет идти о включении в учебный план конкретных тем, то я считаю, что здесь сыграет свою роль здравый смысл.
В обязательном порядке в курсе учебных дисциплин могут быть включены знания о роли и значении религий – в литературе, истории и т.д. При этом следует иметь в виду, что любая вариативность и многообразие ограничиваются научными знаниями. Это основа методологии науки – научные знания не являются вариативными, они вообще не могут быть предметом выбора и носят абсолютный характер. А преподавание истины на вариативной основе – это нонсенс, разрушающий всю систему образования. Поэтому об альтернативных версиях происхождения мира и человека, на мой взгляд, нужно упоминать в отдельном дополнительном блоке. Речь идет о той роли, которую сыграли религиозные представления в установлении научной истины. Иногда эта роль была и негативной – вспомните Джордано Бруно или Галилео Галилея.
Я в целом удовлетворен принятым документом. Главное – он фиксирует принципы добровольности и многообразия. Это означает, что либо изучаются все традиционные для России религии, либо ничего. Фактически это и есть принцип светскости. Я не вижу в нем никакой опасности, обиды или оскорбления. Она не противостоит религиозности. При этом права нерелигиозной части общества также должны быть учтены. А то у нас пошел некоторый перекос: быть нерелигиозным уже чуть ли не дурной тон. Я считаю, что нерелигиозность так же достойна уважения, как и религиозность.
Валерий Тишков, председатель комиссии палаты по вопросам толерантности и свободы совести
В сложившейся в нашей стране ситуации, учитывая явное желание религиозной части населения иметь в государственной муниципальной школе преподавание основ религиозной культуры, а также в контексте европейского опыта, мы приняли решение, что присутствие предметов основ религиозной культуры в школе правомерно и должно прежде всего регулироваться законом. Поэтому мы рекомендуем Министерству образования и науки подготовить соответствующие поправки в закон об образовании или даже отдельный новый законопроект. Это первая и основная рекомендация.
Второе – действующий закон позволяет иметь в рамках регионального компонента дисциплины духовно-нравственного характера, среди которых могут быть «Основы православной культуры», «Основы ислама» и т.д. Такой опыт в ряде субъектов уже имеется, он весьма разнообразен. Есть и проблемы, и критика. Тем не менее вторая основная наша рекомендация министерству – оказать методическую и всякую иную помощь экспертам при подготовке материалов с привлечением представителей разных религий и конфессий. Необходимо, чтобы материалы были качественны, корректно излагали основы той или иной религиозной культурной традиции, не вызывали негативного отношения к другим религиям.
Третья рекомендация – безусловное соблюдение прав нерелигиозной части населения. Дети, отказавшиеся от изучения «Основ православной культуры» и т.п., имеют право изучать предметы светского характера в рамках духовно-нравственного блока образования. Это может быть этика, основы нравственности или другие предметы подобного характера.
И последнее, что я могу отметить, – мы рекомендовали найти место в других курсах, особенно гуманитарного характера, для разных мировоззренческих систем, в частности для различных взглядов на смысл жизни, истории, происхождение человека (однако здесь возможно дополнительное обсуждение).