Похоже, ислам постепенно становится для США не только внешнеполитическим, но и внутриполитическим фактором. Кит Эллисон, первый мусульманин, избранный в Конгресс США, заявил в конце ноября, что при вступлении в должность хотел бы принести присягу не на Библии, а на Коране. Казалось бы, желание конгрессмена присягнуть на книге, которую он считает для себя святой, можно только приветствовать – это знак серьезного отношения к государственной службе. Однако в американском обществе это заявление вызвало жаркие споры. Дискуссия продолжается до сих пор, потому как присягу конгрессменам предстоит приносить лишь в январе.
Достаточно емко точку зрения противников идеи Эллисона выразил известный публицист Деннис Прэгер. Присяга на Коране, по его мнению, «подорвала бы основы американской цивилизации». «Не можешь давать присягу на Библии – не работай в Конгрессе. Ничто и никогда не мешало клясться на Библии евреям-конгрессменам, хотя они и не признают Новый Завет. Конгрессмены-мормоны не присягали на «Книге мормона», а нерелигиозные люди – на собрании сочинений Вольтера», – подчеркивает Прэгер. И резюмирует: «Защитники «прав» Эллисона всего лишь хотят показать мусульманскому миру, как в США уважают ислам и Коран».
Между тем Кит Эллисон, юрист по профессии, уже развил бурную деятельность, направленную на защиту прав мусульман в США. В частности, его беспокоит вызвавшая общественный резонанс ситуация, имевшая место в аэропорту Миннеаполиса 20 ноября. Шестеро имамов, вылетавших в город Финикс, были удалены из самолета силами полиции. Одного из пассажиров насторожило поведение мусульман, совершавших вечернюю молитву. 21 ноября Кит Эллисон направил письмо руководству авиакомпании «US Airways» с просьбой разобраться со случаем «явной дискриминации» мусульман.
Само избрание Эллисона – отражение определенной тенденции, о которой пишут американские СМИ. По данным социологов Джорджтаунского университета, в настоящее время от 1,5 до 2 миллионов мусульман в США ходят на избирательные участки. Активисты Демократической партии отмечают, что именно поддержка последователей ислама помогла демократу Джеймсу Уэббу выиграть гонку за кресло в Сенате. В штате Мэриленд в местную Палату делегатов в этом году баллотировались сразу восемь мусульман.
Политическая активизация американских мусульман обозначилась после терактов 11 сентября 2001 г. Исламская общественность опасалась ущемления своих прав и ужесточения миграционного законодательства. Избиратели-мусульмане выступали за изменение политики США на Ближнем Востоке – отсюда большое количество голосов, отданных за демократа Джона Керри на президентских выборах в 2004 г. Впрочем, как отмечает американский политолог Амани Джамаль, в настоящее время мусульман в большей степени волнуют внутриамериканские проблемы.
По неофициальным данным, исламская община в США насчитывает почти 7 млн. человек. Рост политической активности превращает ее в значительный электоральный ресурс. Интересно, кто и как будет использовать его во время президентской гонки через два года.