На этом самолете, который сейчас стоит в «Домодедово», могли привезти полоний для Литвиненко.
Фото Reuters
В рамках расследования дела о смерти Александра Литвиненко власти Великобритании заинтересовались еще одним самолетом – но не британским, как первые три, в которых заподозрили радиоактивное заражение, а российским. Как сообщает Reuters, об этом вчера заявил министр внутренних дел страны Джон Рид. Британские специалисты обследовали на предмет выявления следов радиоактивных веществ «Боинг-737», взятый в лизинг авиакомпанией «Трансаэро» и прилетевший в аэропорт «Хитроу» в четверг утром. Однако, как сообщил корреспонденту «НГ» пресс-секретарь компании «Трансаэро» Сергей Быхал, эти подозрения себя не оправдали: «Вылет был задержан всего на полтора часа, все пассажиры уже проходят на посадку».
Между тем вчера вечером прояснилась ситуация с проверкой трех самолетов авиакомпании British Airways (BA) на нахождение в них следов радиоактивного вещества полония-210, которым отравился Александр Литвиненко. Напомним, что один самолет «Боинг-767», эксплуатация которого пока приостановлена, находится на стоянке аэропорта «Домодедово», еще два «Боинга» – в лондонском «Хитроу». Как сообщила корреспонденту «НГ» пресс-секретарь российского представительства British Airways Мария Шляхтова, авиакомпания была проинформирована о том, что три из принадлежащих ей Boeing 767 были выявлены правительством Великобритании как имеющие отношение к расследованию обстоятельств смерти бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко еще во вторник. «Правительство связалось с нами, и руководство приняло решение приостановить использование этих самолетов для проведения судебной экспертизы», – заявила пресс-секретарь.
По словам Марии Шляхтовой, предварительные результаты этой экспертизы показали «очень низкое содержание радиоактивного вещества на борту двух из трех самолетов». Она сказала, что генеральный директор BA Вили Уолш сообщил о том, что радиоактивное вещество обнаружили в самолетах, которые находятся в «Хитроу».
Вчера же появились сообщения о том, что в «Боинге», который находится в «Домодедово», радиации не нашли. «Я не могу сказать, соответствует ли это действительности, так как нам это пока неизвестно. Г-н Уолш сказал, что обследование этого самолета будет проведено позже», – сказала корреспонденту «НГ» Шляхтова.
Телеканал Sky News передает, что ВА решила проверить рейсы, так как «на них летали люди, фигурирующие в деле Литвиненко». Кто из этих людей летал на зараженных самолетах рейсами от 25 и 28 октября, не сообщается. Британская The Guardian утверждает, что особо следствие заинтересовал рейс одного из этих «Боингов» от 25 октября. Видимо, Скотленд-Ярд подозревает, что на этом самолете в Лондон из Москвы мог быть доставлен радиоактивный материал. Известно также, что рейсом от 31 октября в Лондон прилетел друг Литвиненко – экс-сотрудник КГБ Андрей Луговой, который 3 ноября на том самом самолете, который сейчас стоит в «Домодедово», вернулся в Москву.
Британских экспертов ждут в Москве
Представитель ВА Мария Шляхтова вчера не смогла сообщить «НГ», приедут ли в «Домодедово» для проверки самолета на наличие следов полония специалисты из Англии (информация об этом проходила в британских СМИ). «У меня нет информации, когда они приедут в Москву. Пока «Боинг» просто стоит в аэропорту и ждет своего часа. Мы выполнили требование властей – прекратили его использование на неопределенный срок, пока авиакомпания не получит официального разрешения правительства Великобритании о том, что выполнять этот рейс безопасно», – сообщила вчера Мария Шляхтова. В пресс-службе аэропорта «Домодедово» «НГ» также сообщили, что самолет находится на стоянке и пока «никаких специальных инструкций и рекомендаций от регулирующих отраслевых структур в отношении данного лайнера в «Домодедово» не поступало».
В посольстве Великобритании в Москве также не смогли сообщить, вылетела ли в российскую столицу группа британских экспертов. «Сейчас мы гораздо больше внимания уделяем несколько другому вопросу, – заявила «НГ» помощник пресс-атташе посольства Анастасия Назарова. – Нам звонят люди, летевшие этим рейсом, которые обеспокоены возможным радиоактивным облучением. Они в основном интересуются дальнейшими действиями и возможными последствиями заражения». По ее словам, в посольстве им предоставляют информацию британского Министерства здравоохранения о том, что полоний опасен только при непосредственном контакте, а доза радиации на бортах была крайне мала. Назарова подчеркнула, что посольство тщательно рассматривает все обращения: «Мы выделили сотрудника в консульской секции, который специально занимается этим вопросом».
Ситуацией с заражением самолетов заинтересовался и главный государственный санитарный врач страны, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, который сообщил, что его служба также занимается вопросом обнаружения следов полония на борту британских самолетов. «Мы сейчас изучаем ситуацию. Самое главное – получить объективные данные о состоянии загрязнения самолетов и на основе этого принять решение по отношению к тем людям, которые в обозримом прошлом могли быть на борту этих авиалайнеров», – сказал Онищенко Интерфаксу.
Между тем спецпредставитель президента РФ по вопросам борьбы с терроризмом Анатолий Сафонов не исключает, что российские и британские спецслужбы будут сотрудничать в расследовании заражения самолетов радиоактивными веществами. «Я думаю, этот вопрос лежит на поверхности. Была выражена политическая воля руководством России с тем, чтобы вести сотрудничество в полном объеме по всем аспектам этого дела. Скрупулезной работы хватит всем», – заявил журналистам спецпредставитель президента.
Что найдут на границе
Последние события, связанные с обнаружением радиации на борту нескольких пассажирских самолетов британской авиакомпании, заставили руководство Минтранса усилить меры радиационной безопасности в международных аэропортах РФ. Как сообщила вчера пресс-служба министерства, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в четверг разослала директиву в региональные управления и российские международные аэропорты о необходимости усиления радиационного контроля.
«В связи с обнаружением следов радиоактивных изотопов на борту трех самолетов компании British Airways, один из которых в настоящее время находится в аэропорту «Домодедово», в международных аэропортах РФ усилен контроль за радиационной безопасностью», – говорится в сообщении ведомства. Отмечается, что контроль будет усилен в отношении воздушных судов иностранных авиакомпаний в части соблюдения безопасности перевоза жидкостей, гелей, а также надзора за радиационной безопасностью в кабинах экипажей и салонах самолетов.
Анатолий Сафонов во время общения с журналистами также высказался за необходимость расположения на границах специального оборудования, которое фиксировало бы попытки перемещения радиоактивных веществ. «В России работает такое оборудование», – подчеркнул он. «Стоял не только вопрос о необходимости, но и велась работа по выработке унифицированного оборудования, которое соответствовало бы региональным и международным стандартам», – добавил спецпредставитель главы государства.
Между тем, как сообщили «НГ» в Минтрансе РФ, системы контроля за перемещением радиоактивных материалов есть не во всех российских аэропортах. «Московские аэропорты, в частности «Домодедово», собирались закупать такое оборудование, – пояснил начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов. – Средства на обеспечение мер безопасности аэропортам перечислялись, а они уже закупали необходимое оборудование. Многие аэропорты закупали дополнительное оборудование за свой счет». Он также отметил, что аэропорты являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, поэтому заставить их что-либо купить Минтранс не может.
В Федеральной таможенной службе «НГ» подтвердили, что с середины 90-х гг. задачи по организации таможенного контроля за перемещением радиационных материалов были возложены на таможенные органы. «С 1995 года этим занимается служба таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами», – сообщила представитель пресс-службы ФТС Наталья Семикина. По ее словам, «существует много специального оборудования, позволяющего выявить радиационные материалы. В аэропортах для этого широко применяется установка «Янтарь-1» (см. справку. – «НГ»)».
Личный досмотр требует оснований
Порядок таможенного контроля делящихся и радиационных материалов (ДРМ) включает в себя три этапа, сообщили «НГ» в пресс-службе Федеральной таможенной службы. Первый обеспечивается стационарными системами обнаружения ДРМ «Янтарь», установленными на линии таможенного контроля, рядом с досмотровой рентгеновской техникой. Эта аппаратура работает в непрерывном автоматическом режиме и согласована с остальными элементами общей системы таможенного контроля. Такая схема обеспечивает тотальный контроль всех объектов, пересекающих таможенную границу, и позволяет оперативно выделить из общих пассажиро- и грузопотоков источник излучения. В случае срабатывания системы «Янтарь» автоматически включаются видеокамеры – и сотрудник таможни приступает ко второму этапу радиационного контроля с применением переносных приборов для поиска источника излучения в багаже пассажира, измерения уровня излучения и первичной идентификации обнаруженного радиоактивного источника. Дополнительный радиационный контроль проводится в специально оборудованных кабинах. Далее объект радиоактивного излучения обследуется экспертными организациями. Основным критерием признания материала радиоактивным является превышение предельного уровня излучения, который составляет 74 Бк/г.
Наряду с реальными источниками излучения в виде предметов, валюты и т.д. фиксируется большое количество пассажиров, прошедших курс лечения радиофармпрепаратами, сказали в пресс-службе ФТС. Дополнительный радиационный контроль для такой категории пассажиров проводится по отдельной методике, которая включает в себя контроль наличия подтверждающих лечение медицинских документов и проведение измерений как по всей поверхности тела, так и в области больного органа. Никаких санкций к таким пассажирам не применяется, процедура контроля проводится в спецкабинах. Личный досмотр пассажира может быть применен в крайних случаях при наличии достаточных оснований.
Фото Reuters