0
912
Газета События Интернет-версия

24.11.2006 00:00:00

Следствие ведут к президенту

Тэги: следствие, прокуратура


следствие, прокуратура Глава думского комитета по безопасности Владимир Васильев знает, на чьи плечи взвалить задачу назначать главного следователя страны.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Планы по созданию следственного суперведомства, с которыми не раз выступали руководители российских силовых структур, приобретают реальные очертания. Вчера о своей поддержке идеи создания в Генпрокуратуре РФ Следственного комитета, который возглавит утверждаемый президентом первый заместитель генпрокурора, выступил глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев. Он заявил, что Следственный комитет должен быть самостоятельным, однако не пояснил, каким образом может обеспечиваться самостоятельность структуры, руководимой заместителем генпрокурора. Этот вопрос остался загадкой и для экспертов «НГ» – равно как и кандидатура претендента на новый пост. Который, похоже, с самого начала получит серьезное политическое значение.

Очень самостоятельный заместитель

О том, что планы по созданию Следственного комитета начинают воплощаться в реальность, можно судить по тому, что двумя днями ранее их озвучил на совещании руководителей правоохранительных органов в Кремле спикер Госдумы Борис Грызлов. Однако в заявлениях двух высокопоставленных думцев есть существенные противоречия, которые позволяют сделать вывод, что окончательное решение еще не принято – есть лишь принципиальное. В частности, говоря о повышении статуса руководителя комитета, спикер Госдумы заявил: «Его назначение нужно осуществлять Советом Федерации по представлению президента». А Васильев прямо предложил вчера, чтобы главу Следственного комитета президент не представлял, а назначал.

По словам Бориса Грызлова, целью предлагаемой реформы является «повышение эффективности расследования преступлений, прежде всего – наиболее опасных, в том числе коррупционного характера». «Это связано с тем, что прокуратура сегодня сама возбуждает уголовные дела, сама их расследует», – пояснил он. По мнению Грызлова, необходимо усилить самостоятельность следственных органов прокуратуры, при этом обособить их организационно при сохранении надзорных полномочий прокуроров. «Такие изменения дадут возможность обеспечить внешний контроль прокуратуры не только по преступлениям, которые расследует МВД, ФСБ, ФСКН, но и по тяжким преступлениям, которые будут расследоваться в структурах Следственного комитета Генпрокуратуры», – сказал Борис Грызлов.

Из этих слов можно заключить, что речь идет все-таки о повышении статуса следственных подразделений прокуратуры, а вольются ли в новую структуру следователи милиции и контрразведки – вопрос открытый. Если нет, то, по мнению бывшего генерального прокурора России (1995–2000 гг.) Юрия Скуратова, такая структурная перестройка в рамках Генпрокуратуры мало что меняет. «Сейчас в Генпрокуратуре и во всех структурах прокуратуры есть управления по расследованию особо важных дел, – сказал он. – И заместитель генпрокурора его курирует. Назвать по-другому? Смена названия ничего не меняет».

Кому нужен монстр

В самой Генпрокуратуре и в МВД России вчера официально никак не комментировали сообщение о возможной реформе. Однако понятно, что, какие бы формы ни обрел Следственный комитет, идея отказа Генеральной прокуратуры от следственных функций и сосредоточения на задачах надзора если не похоронена, то по крайней мере отложена на неопределенный срок. Как, впрочем, и идея создания Единого следственного комитета, в котором предлагалось слить следственные подразделения всех правоохранительных структур. «Следствие – это инструмент влияния, в том числе и политического, и Генпрокуратура никогда добровольно его не отдаст, – на условиях анонимности прокомментировал «НГ» ситуацию источник в Следственном комитете при МВД РФ. – К тому же следствие – это еще и солидный кусок бюджетного пирога, лишаться которого тоже никому не хочется».

Сторонники идеи единого Следственного комитета обосновывают ее тем, что в таком виде следствие не будет зависеть от ведомств. Противники (к ним, в частности, принадлежит и Юрий Скуратов) считают, что у такой структуры будет огромный минус: «Если все следствие объединить – это будет суперведомство, монстр, контролировать который будет невозможно», – считает экс-генпрокурор. Но многие представители Следственного комитета при МВД России не согласны с этой точкой зрения. «А Генпрокуратура сейчас – это не монстр? – задается вопросом вышеупомянутый источник «НГ». – Она сама дела возбуждает, сама расследует, сама за собой надзирает. Она может у любой следственной структуры дело забрать, передать в другие руки, а если расследование зайдет в тупик – вернуть обратно»

Примечательно, что в свое время идею самостоятельного следственного суперведомства поддерживал и нынешний генеральный прокурор Юрий Чайка. В 2001 году, в бытность свою главой Минюста, на совещании министров внутренних дел и юстиции России, Великобритании, Германии и Франции он сообщил журналистам о создании единой федеральной службы расследований и о том, что лишь небольшое число особо секретных дел будут расследовать органы ФСБ. Сохранил ли Юрий Чайка верность этой позиции теперь или унаследовал негативное отношение к этой идее от своего предшественника Владимира Устинова, покажет время. Как полагают эксперты «НГ» из числа сотрудников правоохранительных органов, если Владимир Васильев озвучивал уже готовый план, то скорее всего создаваемый Следственный комитет в конце концов втянет в себя следственные подразделения других ведомств, после чего будет выведен из-под генпрокурора. Как это изменит политическую значимость поста главы Генеральной прокуратуры – догадаться нетрудно.

Хроника следственных реформ

В 2001 году к преобразованию Генпрокуратуры вплотную подошел Дмитрий Козак, возглавлявший администрацию президента РФ. Речь шла о создании Федеральной службы расследований на базе Следственного комитета при МВД. Ей, по плану Козака, генеральная и военная прокуратуры, ФСНП и ФСБ должны отдать эксклюзивное право расследовать уголовные дела. Однако попытки заставить Генпрокуратуру поделиться функциями с другими ведомствами натолкнулись на сопротивление генпрокурора Владимира Устинова, который был противником создания Федерального следственного комитета.

Министр юстиции Юрий Чайка в апреле 2001 года заявил, что «в ближайшее время будет создан единый Следственный комитет, который объединит все ныне действующие следственные органы правоохранительных ведомств». Чайка сообщил, что разработка нормативной базы этой инициативы будет завершена к 15 апреля.

В очередной раз о создании единого Следственного комитета заговорили в июне 2006 года после отставки генпрокурора Устинова. Предполагалось, что новая структура будет замкнута непосредственно на президента, а возглавит ее либо нынешний полпред в ЮФО Дмитрий Козак, либо председатель Госкомитета по наркоконтролю Виктор Черкесов. В 2006 году Следственные управления при ГУ МВД в федеральных округах были преобразованы в следственные части. Это реформирование тоже повлекло значительное понижение статуса как самих подразделений, так и их начальников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
865
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
825
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
698
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
778

Другие новости