МЧС России и департамент гражданской защиты (ДГЗ) МВД Италии договорились о совместной подготовке спасателей. Об этом в прошлую пятницу в Риме заявили директор ДГЗ Гудио Бертолазо и глава МЧС Сергей Шойгу. Встреча двух руководителей чрезвычайных ведомств совпала с завершением международных учений под эгидой Совета Россия–НАТО – «Лацио-2006». На протяжении двух дней специалисты из 29 стран учились сообща ликвидировать последствия терактов с применением радиоактивных веществ. Учения показали, что российские и иностранные специалисты подготовлены хорошо, но совместная работа в условиях чрезвычайных ситуаций, по словам Сергея Шойгу, «требует, чтобы в реальной жизни наши отряды были полностью адаптированы к совместным действиям». Для этого интернациональные отряды спасателей будут проходить подготовку в экстремальных условиях на территории России и Италии.
Учения «Лацио-2006» состояли из командно-штабной и полевой частей и проходили на базе национального центра профессиональной подготовки пожарных в местечке Монтелибретти, что в сорока километрах на север от Рима. В итоге практические навыки спасателей оценили на «хорошо», а штабная работа подверглась критике. Представители НАТО говорили о плохой координации в действиях различных ведомств. Российская сторона отмечала недостатки на этапе планирования.
Ногинск, Калининград, Монтелибретти
На аэродроме в Раменском Ил-76 МЧС России, кроме спасателей и журналистов, взял на борт вертолет БО-105 и автобус мобильного робототехнического комплекса. Специалисты центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» привезли в Италию два робота: «MF-4», предназначенный для проведения разведки и разминирования, и «МРК-27», приспособленный к выполнению технологических операций в зоне химических и радиационных аварий.
По пути в Рим Ил-76 совершил посадку в Венгрии на военно-воздушной базе в Кичкимете. В самолет, где, казалось бы, не осталось свободного места, сумели загрузить еще один автобус с мобильной лабораторией. Как объяснили российские организаторы учений, это не просто любезность со стороны МЧС, а новая российско-венгерская инициатива. Как рассказал позже директор департамента международной деятельности МЧС Юрий Бражников, создание совместной группы – первый шаг на пути к интеграции европейских спасательных служб. Отвечая на вопрос корреспондента «НГ», почему выбор пал именно на Венгрию, Юрий Бражников объяснил, что, во-первых, специалисты обеих стран работают по схожим методикам. А во-вторых, по словам Бражникова, современные экспресс-лаборатории венгров хорошо дополнят наши роботизированные комплексы.
«Лацио-2006» – третьи по счету учения в формате Россия–НАТО. До этого в 2002 году учения проходили в Ногинске, а в 2004-м – в Калининграде. Тогда условные террористы нападали на нефтепроводы и нефтедобывающие платформы. Как рассказал «НГ» российский координатор учений, заместитель начальника управления войск и сил МЧС РФ генерал-майор Юрий Сушков, выбор легенды зависит от сегодняшних реалий той страны, которая принимает учения. «В России были актуальны проблемы террористической безопасности на объектах нефтедобывающей промышленности, а итальянцы решили отработать нападения с применением радиоактивных веществ», – пояснил Сушков.
Какой пульс у манекена
Первый удар (видимо, по традиции) террористы нанесли по нефтехранилищу. Мощный взрыв заложенной в автомобиле бомбы выбросил в небо огромный столб огня и дыма. Вслед за машинами вспыхнул резервуар для хранения нефтепродуктов. Итальянские брандмейстеры, как ни странно, появились не сразу, но с огнем справились быстро. К этому времени на земле уже корчились полтора десятка условно пострадавших. В зависимости от состояния пострадавшие были одеты в цветные комбинезоны: зеленые – для легко раненных, красные для пострадавших с ранениями средней тяжести и белые для тех, кто уже не стонал и не шевелился (в своеобразном юморе итальянцам не откажешь). Роль погибших выполняли манекены со сломанными ногами и разбитыми головами. Но даже у них итальянские спасатели исправно искали пульс.
«Пострадавшие» очень убедительно стонали и взывали о помощи. Врачи и спасатели оказывали им первую помощь и уносили с места трагедии. Все выглядело вполне обычно для такого рода учений, но только до тех пор, пока не обнаружилось радиоактивное заражение. Спасателей сменили люди в белых комбинезонах и респираторах. Поблизости мгновенно вырос городок с палатками, где пострадавших мыли дезактивирующим раствором и переодевали. Туда же подъехал и автобус «Лидера». Как только с газона убрали всех раненых, людей сменили роботы. Они быстро обнаружили источник радиации в виде металлической банки. Один из роботов захватил находку, но тут что-то случилось – механический спасатель забуксовал. Ему на помощь пришел второй робот. Он подставил свинцовый контейнер прямо под манипулятор с радиоактивной банкой и, как только та упала внутрь, завернул крышку.
Потом заминированный автомобиль взорвался возле жилого дома. Затем террористы заложили радиоактивные источники в школе и на корабле. Люди в белых комбинезонах с дозиметрами настолько вошли в роль, что хватали даже журналистов, случайно оказавшихся в «зоне заражения». Только после всех замеров представители прессы возвращались к выполнению своих непосредственных обязанностей. Позднее наши роботы искали емкость с радиоактивным материалом, спрятанную под сиденьем автомобиля, припаркованного таким образом, что двери практически не открывались. Террористы не поставили машину на передачу, поэтому робот просто оттащил ее в сторону. Но это упражнение заинтересовало только специалистов. Остальных сморили жара и накопившаяся усталость.
Держись, Му-Му!
Разумеется, по ходу учений возникали всякого рода сложности – например, организаторы отмечали недостаток переводчиков. Но, как заявил «НГ» пресс-атташе международного секретариата НАТО Эверт Сомер, «это не было большой проблемой, так как профессионалы быстро научились понимать друг друга и без слов». Вообще стоит отметить, что проблем с общением у участников учений не было ни на полигоне, ни на вечеринке в честь завершения первого дня учений. Барбекю на открытом воздухе прошло в чрезвычайно теплой атмосфере. Хозяева и гости непринужденно беседовали, сопровождая очередной стаканчик итальянского вина тостами за пожарных, спасателей и футбольный клуб «Лацио». После традиционного обмена футболками (итальянцев очень удивил девиз российских спасателей «Держись, Му-Му!») участники учений перешли к силовым упражнениям. Но и после десятка раундов армрестлинга определить победителя не удалось. Тогда итальянским коллегам предложили помериться силами с роботом. Встреча закончилась полной победой российской команды, правда, итальянцы утверждали, что просто боялись повредить дорогостоящее оборудование.
Пожалуй, единственная проблема возникла у наших вертолетчиков. Итальянцы почему-то никак не могли заправить машину горючим, и в первый день российский БО-105 над Монтелибретти не летал. По словам генерала Сушкова, виной всему бюрократия. Учения устраивало МВД, а российский самолет прилетел на авиабазу Минобороны. В результате бюрократы весь день выясняли, кто должен заправлять наш вертолет. Юрий Бражников тоже указал на недопустимость того, чтобы международные операции такого уровня тормозились из-за кабинетной неразберихи. Впрочем, по его словам, «учения для того и проводятся, чтобы все накладки оставались на полигонах».
Рим–Москва
«Грязную бомбу» спрятали в контейнер (на фото – офицер центра «Лидер») | «Пострадавший» проходит проверку на степень облучения. |
После взрыва заминированного автомобиля воспламенилось нефтехранилище. | Российские роботы изолируют источник радиоактивной опасности. Фото автора |