Галеристу Гельману угрожали много раз.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
По факту субботнего нападения на галерею Марата Гельмана возбуждено уголовное дело. Как сообщили в пресс-службе прокуратуры Москвы, расследованием происшествия занимается милиция. По словам сотрудников пресс-службы, уголовное дело возбуждено по фактам повреждения имущества и нанесения побоев и находится на контроле в столичной прокуратуре.
По информации интернет-сайта Марата Гельмана, налетчики избили самого Гельмана и уничтожили 20 работ грузинского художника Алекандра Джикии. Сотрудники милиции приехали на место оперативно – сразу же после нападения прибыли участковый милиционер и представители ОВД «Якиманка».
Затем приехали представители префектуры ЦАО и ГУВД Москвы. О версиях, однако, говорить никто не спешит, в том числе и сам потерпевший, который заявил лишь, что «это была акция устрашения».
Менеджер галереи Сергей Серебрянников о возможных причинах налета также говорить не стал. «Пока сказать что-либо о причинах нападения я не могу, мне кажется, это должно сделать следствие. У меня нет информации, что кто-либо из нападавших был задержан по горячим следам», – сказал журналистам Серебрянников. Вместе с тем он добавил, что сотрудникам галереи удалось рассмотреть нападавших, которые не скрывали своих лиц, и вчера они со следователями составили фотороботы.
Как сообщают в правоохранительных органах, после избиения Марат Гельман обратился за медицинской помощью, однако врачи не нашли у него серьезных травм. Сам же Гельман в своем дневнике в «Живом журнале» (livejournal.com) пишет, что все несколько серьезней. «Кроме меня, никого не тронули. Лицо в мясо. Нос вправили, но кости целы и сотрясения нет», – сообщил галерист. Он между тем не стал вдаваться в подробности инцидента. Кроме вышесказанного, в дневнике Гельман отметил, что нападавшие были «профи» и то, что он не знает, кто их послал.
Не был многословен галерист и в разговоре с корреспондентом «НГ». По тону было заметно, что он все еще в подавленном состоянии и ему тяжело разговаривать. Однако Гельман не отказался ответить на несколько вопросов.
– Марат, как вы себя чувствуете?
– Лежу, отдыхаю. Мне сделали операцию на нос, а все остальное более-менее нормально. Синяк еще только.
– С чем, по-вашему, может быть связано нападение?
– Я не хочу говорить о версиях. Пусть их (нападавших. – «НГ») попробуют найти.
– Произошедшее стало для вас неожиданностью?
– Мне достаточно долго угрожали, но никакой конкретики в угрозах не было. Угрозы поступали в течении полутора лет, и я к ним уже привык. Видимо, сейчас они нашли удачный момент.
По мнению президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского, есть две главные версии нападения на галерею Марата Гельмана. «Первая – это стратегия повышения напряженности в стране, которая просматривается и в ряде покушений последнего времени, в погромах, то еврейских, то мусульманских, – заявил Павловский «НГ». – Это могли сделать те, кто хочет взорвать ситуацию и повысить градус в России».
Вторая версия, по мнению политолога, может быть связана с частыми нападками на Гельмана, его выставки и акции «со стороны разного рода фундаменталистов и экстремистов». «Мне трудно сказать, действуют ли они инициативно или кем-то модерируются. Но было очень много совершенно возмутительных расистских нападок на Марата. Так что это может быть связано с несомненно существующим в Москве расистским подпольем», – сказал Глеб Павловский.
В настоящий момент галерея закрыта, как написано на входе, – «по техническим причинам». По словам ее сотрудников, для восстановления всех поврежденных работ и интерьера галереи потребуется не менее пяти дней, однако этот процесс может затянуться на более длительный период.
Инциденты с Маратом Гельманом и его галереей
22 февраля 2003 г. в галерею ворвались двое мужчин в милицейской форме. Они заявили, что «все сотрудники галереи будут давать показания по «делу», но никаких документов не предъявили. Визитеры удалились, так и не сняв показаний. В это время в галерее проходила выставка Авдея Тер-Оганьяна «Ненормативная живопись».
В августе 2005 г. Марат Гельман был задержан на одном из турецких курортов за драку. Местные власти обвинили его в избиении турка, оказавшегося впоследствии подданным Германии. Но потерпевший признал, что сам был не прав, и забрал заявление из полиции.
1 февраля 2006 г. Марат Гельман и руководство Центрального дома художника выиграли суд по иску группы членов столичного Союза художников. Они обвиняли организаторов выставки проекта «Россия-2» в разжигании межрелигиозной розни и оскорблении чувств верующих. Художники требовали компенсацию морального вреда в размере 5 млн. руб. Суд снял все обвинения с Гельмана и ЦДХ и обязал истцов компенсировать руководству ЦДХ затр┼аты на адвоката.