Известие о покушении на обозревателя «Новой газеты» Анну Политковскую сразу же стало новостью номер один на всех государственных каналах. Текст сообщений весь вечер в субботу оставался предельно деликатным. Показаны были и отрывки давних программ с участием журналистки, правда, в сопровождении дикторского комментария. Излагались версии, сомнений в заказном характере убийства не было. Как и в случае с Листьевым, неоднократно показывали сам подъезд. И в отличие от случая с Листьевым тактично не показали тело.
Вечером редакция «Новой газеты» объявила о начале собственного расследования. А утром первым среди официальных лиц откликнулся на случившееся столичный градоначальник. «Юрий Лужков глубоко возмущен тем, что убита честная журналистка, к тому же женщина и мать», – передал реакцию мэра, находящегося в отпуске, его пресс-секретарь Сергей Цой. Лужков от имени правительства Москвы пообещал оказать «всемерную помощь следствию для того, чтобы найти убийц Анны Политковской», а также помочь в организации похорон.
Президиум Союза журналистов Москвы объявил о намерении обратиться к генеральному прокурору с просьбой провести тщательное расследование убийства – однако намерение запоздало: в ГП в этот момент уже шло совещание, где было объявлено о решении главы этого ведомства Юрия Чайки взять это дело под личный контроль. Первые итоги расследования уже обсуждались на совещании.
Вчера днем официальной реакции от Общественной палаты не последовало. Правда, накануне вечером одна из комиссий этого органа – по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации – призвала власти в кратчайшие сроки расследовать совершенное убийство. Подписано было обращение шестью членами комиссии: Павлом Гусевым, Еленой Зелинской, Николаем Державиным, Эдуардом Сагалаевым, Николаем Сванидзе и Александром Школьником.
Не было вчера днем и официальной реакции ни от Государственной Думы, ни от Совета Федерации – депутаты и сенаторы, представляющие конституционное большинство в парламенте страны, не торопились высказываться и в частном порядке. Похоже, никому не хотелось опережать руководство страны – народные избранники ждали реакции президента. А Кремль молчал.
Из высших региональных руководителей только президент Чечни Алу Алханов, помимо Юрия Лужкова, сказал, отвечая на вопрос информагентства, что он потрясен смертью Политковской: «Если в центре Москвы могут убивать беззащитного человека, тем более женщину, журналистку, то это повод для серьезного беспокойства». Напомнив, что «ранее также от рук преступников пали Дмитрий Холодов, Владислав Листьев и другие известные журналисты», Алханов заметил: «Безнаказанность в подобных случаях всегда приводит к повторению аналогичных преступлений».