Бывший советский инженер-ядерщик, гражданин США Марк Каушанский, проходящий по одному делу с бывшим главой Минатома России Евгением Адамовым, в понедельник признал себя виновным «в преступном сговоре с целью обмана американских властей, а также по ряду пунктов обвинения в уклонении от уплаты налогов». Об этом вчера сообщило агентство Associated Press. Что именно подразумевается под «преступным сговором», вчера не сообщалось. Но в любом случае такое признание бывшего бизнес-партнера может серьезно повлиять на ход судебного следствия по делу самого Адамова.
Сообщения американских СМИ о признаниях Каушанского несколько разнятся. Газета «Питтсбург трибун-ревю» пишет, что Марк Каушанский «признал свою вину по девяти пунктам обвинения в заговоре с целью избежать уплаты налогов». Признание было сделано в суде Питтсбурга. Благодаря этому, подчеркивает издание, он избегает более опасных обвинений. Вместе с тем у агентства АР несколько иные сведения о претензиях к Каушанскому. Агентство приводит слова адвоката Каушанского Фрэда Таймана, который рассчитывает, что «обвинение учтет данные им признания и снимет несколько ранее предъявленных обвинений в отмывании денег и преступном заговоре».
Марк Каушанский, пишет «Питтсбург трибун-ревю», по-прежнему не согласен с обвинениями в том, что он присвоил 5 млн. долл. из 9 млн., которые фигурируют в его совместном с Адамовым деле. Бизнесмен будет доказывать, что утаенная сумма намного меньше, и если это ему удастся, то и наказание он понесет намного меньшее, чем 5 лет тюрьмы, как того требует прокуратура. При этом бизнесмен продолжает настаивать, что не участвовал в международной схеме присвоения средств правительства США, в чем прокуратура Питтсбурга обвиняет Евгения Адамова.
Могут ли признания Марка Каушанского каким-то образом отразиться на деле Евгения Адамова? «Я не участвую в деле Каушанского, не имею отношения к этому процессу, поэтому не могу комментировать то, что там происходит», – отказался вести разговор на эту тему адвокат Евгения Адамова Генри Резник. Отказался от комментариев и адвокат Тимофей Гриднев.
«Нельзя доказать, что у кого-то стащили средства, если американские фирмы, которые заказывали работу, заказ получили, а российским исполнителям, которые этот заказ выполняли, выплачено все, что было положено по контракту», – заявил корреспонденту «НГ» Евгений Адамов. В этих условиях, считает он, следствие пытается «прижать Каушанского»: «К сожалению, его есть за что прижать. Он не все свои личные налоги оплачивал. Я ему в свое время говорил, что это добром не кончится, но он меня не слушал. Далее на него попытаются навесить еще и налоги тех фирм, с которыми он работал. Но тот факт, что с него сняли обвинение в мошенничестве и отмывании, говорит о том, что дело рушится». По прогнозу Евгения Адамова, все кончится тем, что Каушанскому придется выплатить определенную сумму, которая сложится из неуплаченных налогов и штрафов. «Это будет несколько десятков тысяч долларов, и на этом этот мыльный пузырь лопнет», – полагает экс-министр. 5 февраля 2007 года суд приступит к рассмотрению дела Каушанского.
Защита Евгения Адамова вчера все-таки отреагировала на новость из Америки: адвокатское бюро «Гриднев и партнеры» распространило пресс-релиз. В нем подчеркивается, что обвинения в мошенничестве и отмывании средств с Каушанского сняты. По мнению бюро, нет оснований для таких обвинений и в отношении Адамова. Утверждается также, что «Адамов не принимал участия в декларировании налогов американских компаний, в бизнесе которых он участвовал в то время, когда не находился на государственной службе».
Что касается возможного влияния признаний Каушанского на дело самого Адамова, то юрист «Центра содействия международной защиты» Роман Карпицкий пояснил «НГ»: «В данном случае речь может идти о ситуации, когда лицо, находящееся за границей, может дать показания по одному из эпизодов уголовного дела, расследуемого в России. В таком случае, чтобы эти заявления и показания имели какое-то значение с процессуальной точки зрения, эти лица должны быть допрошены в качестве свидетелей в российском суде в рамках именно того дела, которое расследуется в России».