В середине сентября два католических госпиталя в Колумбии объявили о том, что их персонал ни при каких условиях не будет делать аборты. Тем самым руководство этих медицинских учреждений фактически проигнорировало недавнее постановление Конституционного суда страны, разрешившего женщинам легально прерывать беременность «при определенных условиях». Сегодня аборт в Колумбии является законным в тех случаях, когда беременность явилась следствием изнасилования, когда роды угрожают жизни матери и когда вынашиваемый плод нежизнеспособен.
Частичная легализация абортов – ожидаемая реакция Колумбии на долговременную критику международных правозащитных организаций. Вплоть до 2006 г. любое прерывание беременности трактовалось Уголовным кодексом страны как преступление, а наказанию (вплоть до 3 лет лишения свободы) подлежали как «заказчица», так и «исполнитель» операции. В то же время, по данным Межамериканской комиссии по правам человека, ежегодно в Колумбии совершается порядка 450 тысяч нелегальных абортов, а антисанитарные условия, в которых осуществляются операции, лишь подпитывают материнскую смертность.
Однако руководство католических медицинских учреждений стоит на своем, предлагая женщинам, желающим сделать аборт, «обращаться в другие клиники». «Медицина должна следовать христианским этическим принципам», – утверждает Рубен Рестрепо, директор клиники при Боливарианском Папском университете в Медельине. Решение госпиталей, разумеется, поддерживают иерархи Католической Церкви: так архиепископ Медельина и глава Папского Совета по делам семьи кардинал Альфонсо Лопес Трухильо назвал постановление Конституционного суда «юридической глупостью» и «нападением на человеческую жизнь», а давление международных организаций – «неуважением к колумбийцам».
У кардинала Трухильо в конце августа уже была возможность высказаться по поводу искусственного прерывания беременности: колумбийские врачи сделали аборт 11-летней девочке, изнасилованной собственным отчимом. Это был первый законный аборт, совершенный в стране. В интервью одному из местных телеканалов кардинал заявил, что девочка «оказалась в руках злодеев» (в числе которых Трухильо назвал родственников пострадавшей, врачей, медсестер, а также политиков и юристов), поставивших себя вне Церкви. При этом, как впоследствии пояснил в эфире радиостанции «Caracol» Трухильо, «злодеям» не нужно «официальное» отлучение от Церкви – участвуя в совершении аборта, они «отлучили себя сами».
Как показывают результаты социологических опросов, от 50 до 70% колумбийцев поддерживают решение Конституционного суда. В этой ситуации нравственный ригоризм Католической Церкви, как и в случае с запретом на использование презервативов в пораженных СПИДом странах Африки, не принесет ей никаких дивидендов. А отказ некоторых католических госпиталей делать аборты в оговоренных судом случаях и вовсе можно интерпретировать как акт гражданского неповиновения, равно как, например, отказ работников загсов в Испании регистрировать однополые браки.
Колумбийцы, поддерживающие условную легализацию абортов, порой считают Церковь «этически непоследовательной» и «не видящей бревна в собственном глазу». «Ватикан может отлучить от Церкви всех, кого захочет, но мне бы хотелось надеяться на то, что он станет отлучать и всех священников, насилующих мальчиков и девочек», – заявила сенатор Джина Пароди. Практика показывает, что в деле отлучения священнослужителей Католическая Церковь далеко не всегда столь же скора и оперативна, как в деле отлучения мирян.