Процесс объединения двух частей Русской Православной Церкви продолжается медленно, но верно. Впрочем, по церковным меркам его можно назвать даже стремительным. Собравшийся в Нью-Йорке Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) 8 сентября одобрил Акт о каноническом общении с Московским Патриархатом. Во всяком случае, как следовало из резолюции зарубежного Архиерейского Синода, теперь осталось согласовать лишь время торжественного подписания предстоятелями Русской Православной Церкви Московского Патриархата и РПЦЗ Патриархом Алексием II и митрополитом Лавром (Шкурлой) Акта о каноническом общении и прочие детали.
Однако вскоре после ратификации Акта Нью-Йоркский Синод счел нужным выступить с разъяснениями относительно своей сегодняшней позиции по поводу объединения с Московским Патриархатом. «Разъяснения» вновь повергли наблюдателей в недоумение: если осталось согласовать лишь детали, то почему из документов следует, что многие принципиальные вопросы, препятствующие воссоединению Церквей, до сих пор не решены?
В частности, по поводу участия Московского Патриархата в деятельности Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) и границ этого участия авторы разъяснений заявили: «Мы эту позицию понимаем, однако никак не меняем свое отрицательное отношение к участию в экуменических организациях». Как и на IV Всезарубежном Соборе РПЦЗ в мае этого года, участие Московского Патриархата в работе экуменических организаций остается камнем преткновения в объединительном процессе.
Пойдет ли РПЦЗ на дальнейшее сближение с Москвой после подписания Акта о каноническом общении – даже если «проблема Всемирного Совета Церквей» не будет решена? С одной стороны, это нарушило бы резолюцию IV Всезарубежного Собора РПЦЗ. С другой стороны, в Московском Патриархате предпочитают говорить о своем дальнейшем участии в работе ВСЦ крайне туманно, либо обходить эту тему молчанием, давая понять, что «ничего не исключено».
«Процесс объединения Русской Православной Церкви и Зарубежной Русской Православной Церкви длится долго», – заявил, в частности, Патриарх Алексий II в ходе своего визита в Калининград. По его словам, при объединительном процессе нужно понимать, что «это неравные величины: у Московской Патриархии существует 27 000 приходов, а у Зарубежной Православной Церкви – 280. Но воссоединение идет, и в этом большое счастье».
Представители РПЦЗ, в свою очередь, всячески стремятся отогнать образ «поглощения» Зарубежной Церкви Москвой. В Нью-Йорке еще раз был подчеркнут самоуправляемый статус РПЦЗ в рамках будущей единой Русской Православной Церкви. Для зарубежного Синода принятие Акта о каноническом общении означает еще и признание другими поместными Православными Церквами. Надежды на «новый, бесспорный и всей полнотой вселенского православия признанный канонический статус» зарубежники возлагают на декабрь этого года, когда Архиерейский Синод соберется вновь. Смогут ли две Русские Православные Церкви объединиться уже в этом году?