Смена кадрового состава Генеральной прокуратуры РФ продолжается. После смены заместителей генпрокурора и преобразования семи отделов ведомства по федеральным округам в управления дело дошло до ключевых управлений. По сообщению Интерфакса, в отставку подал начальник управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры Владимир Лысейко, и.о. начальника назначен Сергей Иванов, работавший заместителем директора Департамента правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб Минюста России. Поскольку Лысейко бессменно руководил этим управлением еще при Владимире Устинове и с его именем связывают такие нашумевшие дела, как «дело ЮКОСа», «Трех китов» и «Гранда», напрашивается вывод, что новый генпрокурор Юрий Чайка намерен серьезно перетряхнуть всю организационно-штатную структуру своего ведомства. Во всяком случае, протекающие в ведомстве Юрия Чайки кадровые изменения по своему значению можно расценивать как сопоставимые со сменой самого генпрокурора.
Информацию о новых кадровых перестановках Интерфакс передал со ссылкой на неназванный источник в надзорном ведомстве. Приказ об увольнении Владимира Лысенко на пенсию, по этим данным, Юрий Чайка подписал 11 сентября. Однако вчера в управлении взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры «НГ» заявили, что об этом ничего не знают. «Приказа об увольнении на пенсию Владимира Лысейко мы еще не видели, поэтому не можем подтвердить эту информацию, – заявили корреспонденту «НГ» в управлении. – Как только у нас будет соответствующий процессуальный документ, мы сможем говорить на эту тему».
По мнению бывшего генпрокурора России Юрия Скуратова, которое он высказал в беседе с корреспондентом «НГ», управление Генпрокуратуры, о котором идет речь, во многом формирует имидж и репутацию всего ведомства. «Эту отставку вряд ли можно назвать неожиданной, – сказал также бывший генпрокурор. – Насколько я знаю, за Владимиром Ануфриевичем (Лысейко. – «НГ») стояли довольно большие силы. Я полагал, что он все же сумеет уцелеть, но, видимо, в расчет принимались какие-то другие факторы. Но по большому счету, конечно, это предсказуемая смена команды».
По словам бывшего генпрокурора, управление по расследованию особо важных дел «ключевое по определению». «Во всяком случае, лицо прокуратуры во многом зависит от успехов и деятельности этого управления», – убежден Скуратов. По его словам, обычно в производстве управления находится порядка 50 уголовных дел: «Практически все дела, – что называется громкие, над которыми работают группы «важняков» самой Генпрокуратуры и люди с мест». В наследство от Лысейко новому начальнику достаются все незавершенные дела в отношении акционеров и менеджеров ЮКОСа, а также дело о контрабанде мебели в ТЦ «Три кита» и «Гранд».
Как утверждает Юрий Скуратов, все последние кадровые и структурные изменения в ГП вполне предсказуемы. Даже преобразование отделов ГП по федеральным округам в управления назревало давно. «За этими изменениями прежде всего стоит желание передать в округа побольше функций и несколько повысить роль этих образований, – считает экс-генпрокурор. – Основная сложность заключалась в правильном разграничении полномочий между окружными структурами, центральным аппаратом и прокуратурами субъектов. Они постоянно перетягивают канат друг на друга. Многое упирается в непродуманность самой схемы федеральных округов – до сих пор нет ни одного закона, который определяет статус полномочных представителей в округах. И в принципе эта попытка укрепить аппараты в округах правильная. Мне представляется неверной ситуация, когда в таких структурах вместе с заместителем генпрокурора работает пять человек».