Вертолет Ми-8 всегда считался вполне надежной машиной.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера в Северной Осетии на месте крушения вертолета Ми-8 приступила к работе спецкомиссия Военно-воздушных сил Минобороны РФ, которой предстоит выяснить причины авиапроисшествия. Ми-8, на борту которого находились 12 офицеров военного ведомства, а также три члена экипажа, разбился в понедельник вечером в горах недалеко от Владикавказа. Машина принадлежала 58-й армии. При падении вертолет развалился на две части – фюзеляж и хвост, после чего загорелся. На месте падения вчера были обнаружены бортовые самописцы, к расшифровке которых в ближайшее время приступят специалисты.
Как сообщил «НГ» помощник Главкома ВВС России полковник Александр Дробышевский, вертолет выполнял полет по маршруту Владикавказ–Ханкала (главная база Объединенной группировки войск на Северном Кавказе) и потерпел крушение в 17.33 в 5 км южнее Владикавказа.
В результате катастрофы погибли 11 человек, сообщил вчера вице-премьер РФ глава Минобороны Сергей Иванов. Министр заверил, что семьям погибших будет оказана вся необходимая помощь. Остались в живых четверо – заместитель командующего Северо-Кавказским ВО по тылу генерал-лейтенант Алексей Шерешков, полковник службы тыла Минобороны РФ Сергей Дунаев, начальник вещевой службы тыла СКВО Алексей Кнутов и командир экипажа вертолета подполковник Александр Свиридов. Все они с ранениями различной степени тяжести доставлены в военный госпиталь во Владикавказе. В ближайшее время троих из них перевезут в окружной военный госпиталь в Ростов-на-Дону. Один из пострадавших находится в тяжелом состоянии, его транспортировка пока не планируется.
По предварительным данным, одной из причин крушения вертолета могло стать ухудшение погодных условий: по словам очевидцев, в районе происшествия стоял густой туман. Возможно, из-за плохой видимости вертолет зацепился за макушки деревьев и врезался в гору.
Место крушения Ми-8 оцеплено военными. Как заявил командующий Северо-Кавказским военным округом генерал армии Александр Баранов, до тех пор, пока специальная военная комиссия не закончит работу, представители СМИ на место происшествия допущены не будут.
Прокуратура Северо-Кавказского военного округа возбудила по факту катастрофы уголовное дело по статье 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним, повлекшее по неосторожности смерть человека). На месте аварии работают члены оперативно-следственной группы из состава военной прокуратуры.
Бывший командующий армейской авиацией генерал-полковник Виталий Павлов сообщил «НГ», что в его бытность «более двух генералов на одном борту старались не возить». «Если была такая возможность», – заметил генерал. По его словам, на этот счет существовал приказ, изданный еще в 70-е годы в связи с одним из тяжелых летных происшествий. Но тогда и вертолетов «на ходу» было больше, и топлива не жалели. В то же время Павлов замечает, что «приказ этот от лукавого, его, видимо, подсунул на подпись тот, кому в случае ЧП надо было прикрыть свой зад: мол, есть такой приказ, а те, кто летел, его не выполнили».
«Выполнить этот приказ практически невозможно, – пояснил Виталий Павлов. – В разбившемся вертолете летело три генерала, а порой в округа с инспекциями прилетает и десять, и двадцать генералов. Что, под каждого надо давать вертолет? Это абсурд». Именно поэтому, говорит Павлов, этот приказ нарушался сплошь и рядом: «Даже когда в войска вылетал начальник Генерального штаба, в вертолете, помимо него, всегда летело еще два-три высокопоставленных генерала». Бывший командующий армейской авиацией вспомнил, что, случалось, и первых лиц государства возили одним бортом: «Когда в 1989 году под Уфой взорвались два пассажирских поезда, к месту этой трагедии, повлекшей большое количество жертв, вылетали на одном боевом вертолете генеральный секретарь Горбачев, глава правительства Николай Рыжков, министр обороны Дмитрий Язов и еще несколько министров. Их охрана летела в другом вертолете, и еще два вертолета их сопровождали».
В пресс-службе Министерства обороны «НГ» заявили, что ничего не знают о существовании приказа, который запрещает воинскому начальству в инспекторских и других поездках летать совместно. В том же духе ответил и Александр Дробышевский.
Ростов-на-Дону
Авиапроисшествия с гибелью военачальников
30 января 1981 г. на военном аэродроме под Ленинградом разбился самолет Ту-104, на борту которого находилась группа высокопоставленных командиров ВМФ СССР. Погибли 52 человека, в том числе командующий ТОФ Эмиль Спиридонов, начальник политуправления флота вице-адмирал Владимир Сабанеев, командующий ВВС флота генерал-лейтенант авиации Григорий Павлов, еще 16 адмиралов и генералов.
3 мая 1985 г. в авиакатастрофе погибло руководство ВВС Прикарпатского ВО, в том числе командующий генерал-майор авиации Евгений Крапивин. Ан-26, на котором военные летели в Москву, столкнулся с пассажирским самолетом Ту-134А, выполнявшим рейс Таллин–Кишинев. Всего погибли 94 человека.
17 декабря 1996 г. при крушении самолета Ан-12 близ военного аэродрома Андреаполь в Тверской области погибли 17 человек, в том числе командующий войсками Ленинградского ВО генерал-полковник Сергей Селезнев.
2 апреля 1999 г. в Таджикистане потерпел крушение Ми-8 ФПС России. Погибли 16 человек, в том числе начальник штаба российской группы погранвойск в республике генерал-майор Михаил Берсенев.
25 октября 2000 г. под Батуми (Грузия) потерпел катастрофу самолет Ил-18 ВВС РФ. Среди погибших – бывший начальник центрального командного пункта ВВС генерал-лейтенант Николай Григорук, 15 старших и 13 младших офицеров.
17 сентября 2001 г. в районе Грозного боевики сбили вертолет Ми-8 с офицерами Генерального штаба. Погибли 13 человек, в том числе начальник 2-го управления Главного оперативного управления Генштаба генерал-майор Анатолий Поздняков.
27 января 2002 г. недалеко от станицы Шелковская в Чечне боевики сбили Ми-8, на борту которого находилась группа высокопоставленных офицеров МВД РФ. Погибли 14 человек, в том числе заместитель министра внутренних дел РФ по ЮФО генерал-полковник Михаил Рудченко и заместитель главкома ВВ МВД РФ генерал-лейтенант Николай Гаридов.