Без кольцевой автодороги любой крупный город – это, по сути, грандиозная ловушка. Попав в нее, выбраться сложно: плотный поток, десятки светофоров растягивают во времени и без того дальнюю дорогу транзитным водителям. Ну а горожанам отсутствие объездной дороги оставляет в подарок ядовитый смог от выхлопных газов.
Улицы и проспекты практически всех российских городов проектировались без расчета на автомобильное движение, которое наблюдается сейчас. Петербург – не исключение. Большинство магистралей и мостов города давно исчерпали свою пропускную способность. Как следствие – растущие из года в год пробки на дорогах.
Строительства Кольцевой автодороги и петербуржцы, и водители-транзитники ждали как избавления. Кстати, вопрос о ее необходимости возник еще 30 лет назад – за это время проблемы только накапливались.
Судя по всему, их решение уже не за горами. 1 сентября в Северной столице открылось рабочее движение по Кольцевой автодороге, а 7 сентября состоится торжественная церемония пуска новой магистрали. Завершение первой очереди строительства уже заметно «разгрузило» город на Неве от транзитного транспорта. Автомобили движутся по восьми полосам практически без остановок: на их пути нет светофоров. Хотя участок этот сложный: на нем находятся несколько транспортных развязок, мост через Охту, Ржевский путепровод.
Скоростная дорога – уникальное с точки зрения примененных при ее строительстве технологий сооружение. На ней Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) испытало и применило новые технологии дорожного, мостового и тоннельного строительства; новую систему работы со средствами, выделяемыми на дорожные работы. Уже на начальном этапе строителям предстояло решить главную проблему, связанную со слабым питерским грунтом. Чтобы он выдерживал нагрузки, в основание трассы закладывался особо прочный фундамент, состоящий из свай различной конфигурации и нагнетаемого под давлением песчано-цементного раствора. Яркий пример оригинальной строительной концепции – тоннель в Мурино, который изобилует участками обводненного грунта и плавунами. Дно 568-метрового тоннеля выложено трехметровыми железобетонными плитами, стены укреплены сваями. От непредвиденных протечек и затопления его защищают специальная водосборная камера и насосная станция.
Есть особенности и в дорожном полотне. Оно – без продольных швов, словно асфальтобетон заливали в русло трассы в один прием. Рабочих в оранжевых жилетах на этой дороге не будет видно еще долго – прочность использованных в ней материалов практически дает гарантию от появления выбоин и трещин.
Стоимость строительства новой дороги удалось заметно снизить благодаря экономическим нововведениям и в первую очередь – конкурсной системе выбора подрядчиков, которая сделала максимально «прозрачным» расходование бюджетных средств. На Кольцевой дороге Росавтодор впервые применил новый принцип взаимодействия с надзорными организациями, удалив их от подрядчика. Независимость и техническая оснащенность – главный критерий при распределении заказов на технадзор. Кроме того, надзорные организации получили больше полномочий: теперь они предельно объективно будут оценивать деятельность подрядчиков и выявлять в их среде нарушителей.
Члены приемочной комиссии сошлись во мнении, что в Петербурге построена дорога международного уровня, по которой так же приятно и комфортно ехать, как и по европейским дорогам. Ровное и широкое полотно, освещение, площадки для отдыха водителей – все это говорит о том, что дороги в России строить умеют. И именно так их строить скоро и будут.