Региональные управления образования приготовили калужским, брянским, рязанским, белгородским и орловским школьникам подарок к началу нового учебного года. С 1 сентября в этих пяти областях в качестве обязательного был введен предмет «Основы православной культуры» (ОПК). Курс ОПК введен областными управлениями образования в учебный план в рамках так называемого регионального компонента: изучение православной культуры де-факто приравнивается к изучению культуры и традиций области.
Ситуация неоднозначна. С одной стороны, введение обязательного курса ОПК как части «регионального компонента», казалось бы, отметает потенциальные претензии представителей других религий и христианских конфессий.
С другой стороны, что делать детям-мусульманам или еврейским детям, посещающим занятия в общеобразовательных орловских, брянских или калужских школах? Учебный план не оставляет им выбора: не ходишь на ОПК – прогульщик!
Кстати, учебные планы по ОПК в вышеуказанных регионах обнаруживают некоторое разнообразие. Если в Белгородской области программа рассчитана на десять лет (со 2-го по 11-й класс), а в Калужской области – на семь (с 5-го по 11-й класс), то орловские школьники в обязательном порядке будут приобщаться к православной культуре с 1-го по 4-й классы, а дальше посещение занятий будет добровольным. Сторонники ОПК на Орловщине, что называется, поступили «по-умному»: дети узнают о православии еще до достижения ими переходного возраста с его «подростковым нигилизмом».
О положительном опыте факультативного преподавания ОПК в подмосковных школах недавно рассказывала Интерфаксу министр образования Московской области Лидия Антонова. Она подчеркнула, что за шесть лет в министерство не поступило ни одной жалобы от родителей детей, исповедующих другие религии.
При этом формально принцип отделения государства от Церкви соблюден: ОПК подмосковным школьникам преподают не священнослужители, а учителя, прошедшие специальную подготовку в центре духовно-нравственного воспитания молодежи при Московском областном педагогическом университете. То есть если у доски не стоит священник в рясе, а мусульмане и иудеи не забрасывают министерство письмами, то предмет автоматически превращается в светский.
Совершенно понятно, что обязательное преподавание ОПК в Подмосковье или Москве с учетом исторически сложившегося религиозного многообразия среди населения региона весьма проблематично. Та же ситуация, например, в Самарской области, где ОПК не преподается даже в факультативной форме в связи с протестами иудеев и мусульман. Разрешить проблему «религиозной дискриминации» школьников могла бы подготовка курсов «Основ исламской культуры» или «Основ иудаизма». Однако та же Лидия Антонова утверждает, что в Министерстве образования Московской области с интересом рассмотрели бы подобные инициативы мусульман или иудеев, но никаких предложений пока не поступало.
А что же с программой министра образования Андрея Фурсенко по введению в учебный план общеобразовательной школы курса «Истории мировых религий»? Программа буксует, учебные пособия по религиоведению для школьников дорабатываются. В то же время сторонники ОПК и критики инициатив Министерства образования РФ, как выясняется, находят для внедрения православия в школы «региональные» лазейки. Время покажет, приведет ли это к клерикализации школы, но предпосылки для этого, безусловно, создаются.