Специальная комиссия Национальной ассамблеи Пакистана (нижняя палата парламента) в конце августа приступила к изучению предложенного правительством страны законопроекта «О защите женщин». Проект, инициированный президентом страны Первезом Мушаррафом, предусматривает реформу законодательства страны в сфере так называемого худуда, или шариатской системы вынесения наказаний.
Консервативные исламские политические движения приняли эту инициативу в штыки. 22 августа во время дискуссии вокруг законопроекта в Национальной ассамблее представители альянса «Муттахида Маджлис-и-Амаль» (ММА) кричали «Аллах акбар!» и разрывали копии обсуждаемого документа. Однако в работе специальной комиссии члены ММА все же решили принять участие.
Худуд – законодательство о применении норм шариата в отношении лиц, совершивших наиболее тяжкие преступления. К таким преступлениям относятся кража, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, изнасилование, вероотступничество, грабеж и разбой. Согласно худуду, прелюбодеяние карается смертной казнью через побиение камнями, а совершение кражи – отсечением правой руки. В пакистанское законодательство эти нормы были включены в 1979 г. президентом Мухаммадом Зия-уль-Хаком.
По мнению критиков пакистанского законодательства (прежде всего представителей международных правозащитных организаций), худуд ведет к дискриминации женщин. Например, для того чтобы доказать факт изнасилования, женщине следует представить четырех свидетелей, причем мужчин. Пока это не будет сделано, жертва изнасилования сама подвергается суду как вступившая во внебрачную половую связь, т.е. как прелюбодейка. Новый законопроект отменяет «правило четырех свидетелей».
Кроме того, в соответствии с предлагаемыми правительством Пакистана поправками в законодательство теперь любая половая связь с девушкой до 16 лет, вне зависимости от ее согласия, будет рассматриваться как изнасилование. По шариату же даже совсем юные девушки могут быть уличены в прелюбодеянии.
Аналитики задаются вопросом: почему Мушарраф, находясь у власти уже 7 лет, именно сейчас «взялся» за худуд? По всей видимости, президент Пакистана и правящая «Пакистанская мусульманская лига Кайд-и-Азам» (ПМЛ-КА) преследуют политические цели: предложение о смягчении законодательства внесло раскол в ряды оппозиции.
Так, во время обсуждения поправок в Национальной ассамблее представители «Пакистанской мусульманской лиги Наваза Шарифа» (ПМЛ-Н, 19 мест в парламенте) поддержали протест альянса «Муттахида Маджлис-и-Амаль» (63 места), заявив, что «не желают менять установления Аллаха, данные в священном Коране». В свою очередь, депутаты Пакистанской народной партии (ПНП, 81 место), совсем недавно подписавшей с ПМЛ-Н «Демократическую хартию», в целом поддержали инициативу правительства.
Критики Мушаррафа из ММА утверждают, что его последние законодательные инициативы вдохновлены Западом, который стремится к секуляризации Пакистана. Отчасти они правы: статус «главного союзника США вне НАТО» и стремление Мушаррафа «изменить имидж» Пакистана в мире, что называется, обязывают. Таковы правила игры: государство, желающее быть ближе к Западу, не может не замечать критики правозащитников и «законсервировать» свою законодательную систему.
Принятие законопроекта «О защите женщин» не будет означать, что Пакистан отказывается от шариата. Отнюдь нет! 22 августа спикер Национальной ассамблеи Чаудхри Амир Хуссейн уверял разгневанных депутатов из «Муттахида Маджлис-и-Амаль» и «Пакистанской мусульманской лиги Наваза Шарифа», что даже уже внесенные на рассмотрение в парламент поправки не будут приняты, если специальная комиссия сочтет их противоречащими исламу. Однако голос Запада постепенно будет звучать все более отчетливо и настойчиво, а шариат при определенной интерпретации может оказаться не только жесткой, но и довольно гибкой правовой системой.