По найденным останкам можно опознать лишь две трети жертв катастрофы.
Фото Reuters
249 родственников погибших пассажиров разбившегося Ту-154 прибыли вчера в Донецк. Об этом корреспонденту «НГ» сообщили в оперативном штабе. «Все они размещены в гостиницах, проживание и питание бесплатны, – пояснила одна из дежурных. – До обеда они побывали на месте катастрофы, где состоялась панихида, а после обеда начнется опознание». По ее словам, опознание организовано не в моргах, куда свездены останки погибших, а в гостиницах, где проживают прибывшие. Им будут представлены на компьютерах снимки, по которым родственники будут опознавать погибших. Организаторы опознания пошли по этому пути, чтобы меньше травмировать психику родственников.
Опознание по крови
Как передал вчера Интерфакс, украинским судмедэкспертам удалось идентифицировать «принадлежность найденных на месте крушения фрагментов тел 103 человек». Как разъяснили корреспонденту «НГ» специалисты, это не значит, что установлены личности такого числа погибших: собранные фрагменты 103 погибших удалось «сложить по принадлежности». Это тот «массив», который может быть опознан родственниками визуально, по личным предметам, одежде, специфическим признакам и т.п.
Личности остальных скорее всего будет возможно установить только методом ДНК-анализа. Кто будет проводить эти исследования? В Российском центре судебно-медицинской экспертизы (РЦСМЭ) Минздравсоцразвития вчера на этот вопрос ответить не смогли. «Директор центра Владимир Клевно еще в день катастрофы вылетел в Донецк и находится там до сих пор, – сообщила «НГ» его секретарь. – Там он координирует ту самую работу, о которой вы говорите».
Не привлекали к этим исследованиям пока и специалистов Экспертно-криминалистического центра (ЭКЦ) МВД России. Это подтвердил «НГ» его руководитель Владимир Мартынов. «Скорее всего вопрос, на чьей базе будут проводиться исследования, находится в стадии решения, – пояснил заместитель начальника отдела экспертиз биологических объектов Василий Старовойтов. – Дело в том, что для таких исследований мало взять материал с места катастрофы. Нужны сравнительные образцы близких родственников». А это требует очень большой организационной работы. «Сейчас в Донецке у прибывших родственников специалисты берут такие образцы, – сказал он. – Но там за одним – сестра, за другим – брат или вообще дядя приехали, а такой сравнительный материал уже не годится». Организация самих исследований в таких ситуациях проста: отобранный материал доставляется в стационарные лаборатории, где и осуществляется ДНК-анализ. На исследование уходит минимум две недели. По мнению Василия Старовойтова, скорее всего часть образцов будут исследовать в Киеве, а часть – на базе РЦСМЭ или 124-й лаборатории Минобороны в Ростове-на-Дону.
Как сообщили вчера корреспонденту «НГ» в пресс-службе МЧС России, на пятницу с подмосковного аэродрома «Раменское» запланирован вылет в Донецк самолета Ил-76 для эвакуации тел погибших. Он доставит скорбный груз в Санкт-Петербург, где проживали большинство пассажиров разбившегося авиалайнера. Уже известно, что члены экипажа погибшего лайнера будут похоронены на кладбище Памяти жертв 9 января в Петербурге.
Одна из версий уже исключена
Если в вопросе идентификации жертв катастрофы ясность может наступить уже в ближайшие дни, то о причинах трагедии этого не скажешь – они по-прежнему остаются загадкой. Вчера возглавляющий комиссию по расследованию трагедии министр транспорта РФ Игорь Левитин вновь заявил, что одной из причин падения самолета могли стать «нестандартные погодные условия». Однако тут же оговорился, что делать какие-то выводы рано.
Тщательно «обходит» эту тему в общении с журналистами и украинский министр транспорта Николай Рудьковский. «Мы как два сопредседателя комиссии не можем комментировать, пока не дадут ответы эксперты», – заявил он на совместной пресс-конференции в Донецке. Украинский министр сообщил, что оба «черных ящика» разбившегося Ту-154 в среду были доставлены в Москву.
Международный авиационный комитет, куда были переданы «черные ящики», пока хранит молчание. Попытки выяснить, началась ли расшифровка записей, что уже удалось установить, ничего не дали. Официальный представитель МАКа Олег Ермолов лишь подтвердил: «Ящики» доставлены, и наши специалисты при участии украинских коллег начали с ними работу». Но уже известно, что из списка возможных причин исключена нехватка горючего: по словам председателя технической комиссии МАК по расследованию причин авиакатастрофы Леонида Каширского, «самолет был заправлен достаточным количеством топлива для выполнения полета».