Впервые с 2004 года в Москве в людном месте вчера была взорвана самодельная бомба. Но о теракте не идет и речи: официальная версия ЧП на рынке «Измайлово» на Сиреневом бульваре – умышленное убийство двух и более лиц общественно опасным способом (ч. 2 ст. 105 УК РФ).
Число жертв – 10 погибших и четыре с лишним десятка раненых – и то, что случившееся взяли на контроль Генпрокуратура и МВД, заставляет задуматься: не появится ли со временем в деле и «террористическая» статья 205 УК РФ? Однако вчера все высокопоставленные силовики, побывавшие на месте ЧП, однозначно трактовали случившееся как криминальные разборки, стараясь не упоминать о террористической версии. Примечательно, что и от Генпрокуратуры, и от МВД в Измайлово прибыли не первые лица, а заместители: заместитель генпрокурора Виктор Гринь и заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин. Руководителями были представлены только москвичи: на рынок приезжали начальник ГУВД Владимир Пронин, начальник милиции общественной безопасности ГУВД Вячеслав Козлов, начальник УФСБ Виктор Захаров и прокурор города Юрий Семин.
«Там было много мяса»
Огромное количество милицейских машин, автомобилей МЧС и «скорой помощи», с 11 часов утра все прибывавших и прибывавших на место взрыва, спровоцировали пробку возле входа на рынок. Прямая дорога к нему была огорожена, и все машины пускали по оставшимся свободными полосам магистрали. Вой сирен можно было слышать уже от станции метро «Черкизовская».
Вход в павильон «Евразия», где и услышали первые очевидцы два «хлопка», также был оцеплен охраной и милицией. Относительно свободным оставался только проход к торговым рядам, однако они к тому времени уже опустели. Редкие работники рынка, которые закрывали оставшиеся точки и убирали мусор, не могли объяснить, что произошло. Складывалось ощущение что никто и не слышал, как прогремел взрыв. «Мы ничего не знаем, ничего не слышали», – так отвечал почти каждый находившийся в павильоне. Те же, кто, по их словам, слышал взрыв, кроме этого сказать ничего не могли.
Все торговцы, которые стояли недалеко от места взрыва, в один голос заявляли, что работают в других павильонах, а иные вообще отказывались разговаривать. Лишь одна женщина с окровавленными руками пыталась объяснить журналистам, что же произошло, но успела произнести лишь одну фразу: «Там было много мяса». После этого к ней подошел какой-то мужчина и посоветовал больше не общаться ни с кем на эту тему, если она еще хочет здесь работать. Других желающих рассказать о произошедшем не нашлось.
На почве коммерческого противоборства
Вышедший к журналистам первый заместитель председателя правительства Москвы Владимир Ресин, который одним из первых прибыл на рынок, заявил о том, что в результате взрыва погибли десять человек, среди которых два ребенка. Как рассказал Ресин, в половине одиннадцатого утра в понедельник на территории рынка сработало самодельное взрывное устройство. «По моим данным, взрыв был один, и это не случайность, а скорее всего умысел», – сказал он.
Через некоторое время прокурор Москвы Юрий Семин поправил первого заместителя градоначальника, заявив, что погибшими числятся все-таки восемь человек (позже стало известно, что еще двое раненых скончались в больнице), а вот число пострадавших увеличилось до 41 человека. Он также не стал категорично заявлять о том, что среди них есть дети: «Этими детьми могут оказаться и подростки, и маленького роста взрослые. Пока точно нельзя назвать ни национальность погибших, ни их возраст – тела сильно повреждены».
По словам прокурора, мощность взрывного устройства составила 1–1,2 кг в тротиловом эквиваленте. «Люди слышали два хлопка. Взрыв безоболочного устройства произошел между двумя рядами торговых контейнеров, а после этого сдетонировал газовый баллон», – отметил Семин.
Наиболее вероятной версией взрыва, по его словам, является версия на почве коммерческого противоборства или противоборства криминальных структур. «Версия теракта также не отбрасывается, однако пока у нас нет никаких конкретных данных, указывающих на то, что это был теракт», – заявил Юрий Семин.
Задержанные или доставленные?
Расследованием трагедии на рынке занимается следственно-оперативная группа, в которую вошли группа следователей прокуратуры Москвы, прокуратуры Восточного округа и Измайловской межрайонной прокуратуры, а также работники ГУВД и ФСБ по Москве и области. Расследование ведется в рамках уголовного дела, возбужденного столичной прокуратурой по ч. 2 ст. 105 УК России (убийство двух и более лиц, совершенное общеопасным способом).
Вчера во второй половине дня на лентах информационных агентств появилась информация о якобы задержанных по подозрению в причастности к взрыву. Эти сведения приписывались источникам в правоохранительных органах. По их данным, трех мужчин, оставивших сумку на месте, где через несколько минут прогремел взрыв, заметили охранники рынка и сразу после взрыва сумели задержать двоих из них, а потом передать милиционерам.
Побывавший на месте ЧП начальник управления правительства Москвы по работе с органами безопасности Николай Куликов на вопрос журналистов об арестованных ответил, что их нет, а есть только «доставленные», после чего прервал беседу и ушел. Представители ГУВД Москвы на вопрос корреспондента «НГ», что им известно о задержанных, заявили, что не обладают информацией на этот счет и им неизвестны источники, на которые ссылаются информационные агентства. А позднее прокуратура Москвы «по данным на настоящий момент» официально опровергла сведения о задержанных.
Что такое Черкизовский рынок
По информации префектуры Восточного административного округа Москвы, на территории вещевого рынка «Измайлово» (таково официальное название Черкизовского рынка) осуществляют торговую деятельность несколько компаний, в числе которых ООО «Илиев» (директор – О.М. Муртузалиев), ООО КБФ «АСТ» (директор – А.А.Каразин), ООО «Трейдикс» (директор – М.В. Суриков), ЗАО «Росклас» (директор – Т.М. Ермакова).
По данным РИА Новости, которое ссылается на сетевой журнал building.ru, «львиной долей Черкизовского владеет группа компаний «АСТ», возглавляемая бизнесменом Тельманом Исмаиловым. Еще один серьезный владелец – предприниматель Зарах Илиев, возглавляющий фирму «Илиев».
Территория, которую занимает Черкизовский рынок, частично принадлежит российскому правительству, а частично находится в собственности московских властей. Крупнейшим арендатором этой площади является Российская государственная академия физкультуры: в ее ведении находится 72 га земли.