Заявление президента Литвы Валдаса Адамкуса, который в ответ на временное уменьшение поставок нефти на Мажейкский НПЗ в связи с аварией и ремонтом трубопровода «Дружба» пригрозил России начать ремонт железной дороги, обеспечивающей калининградский транзит, не вызвало паники ни у жителей российского анклава, ни у российских железнодорожников. «Если возникнет вопрос о проведении ремонтных работ для безопасности железной дороги, я не вижу здесь никакого политического давления, и работы должны быть выполнены», – cказал Адамкус. «Я не хотела бы комментировать это заявление, так как оно похоже на шантаж на государственном уровне. Это политика, а мы политикой не занимаемся», – заявила вчера корреспонденту «НГ» руководитель пресс-службы ОАО «Российские железные дороги» Наталья Акафьева. А ведущий специалист отдела по связям с общественностью Калининградской железной дороги Ирина Шуринова сообщила, что дорога пока работает в «абсолютно штатном режиме». «В соответствии с действующими соглашениями между СНГ и странами Балтии о всяком ремонте, который может ограничить железнодорожное движение, положено уведомлять стороны, участвующие в этом процессе, – пояснила она. – Что касается грузовых поездов, то мы должны знать о начале ремонта минимум за 10 суток, чтобы успеть остановить их отправку, а пассажирских – за 45 суток. У нас пока нет никаких уведомлений». По ее словам, ремонт – не стихийное бедствие, его можно организовать с минимальным ущербом для перевозок. «До сих пор существовала практика, при которой, даже если начинался ремонт, технологические «окна» планировались так, что движение пассажирских поездов практически не менялось, просто на время прохождения составов приостанавливались работы», – уточнила она.
Литва рубит сук, на котором сидит
В РЖД, похоже, мало кто верит в серьезность намерений литовского президента. «У меня это заявление вызывает улыбку, – на условиях анонимности заявил корреспонденту «НГ» один из руководителей среднего звена ОАО «РЖД». – Нужно иметь в виду, что до 40 процентов бюджета литовского государства находится в прямой зависимости от российского транзита, а литовская железная дорога примерно 70 процентов своего бюджета формирует именно за счет этой статьи, то «ремонтные амбиции» литовского президента окажутся этой стране не по карману».
Несколько обостренно восприняли заявление Валдаса Адамкуса российские военные, дислоцирующиеся в Калининградской области. Начальник 2-го отдела управления военных сообщений на Калининградской железной дороге майор Николай Иматов в беседе с корреспондентом «НГ» признался, что «ждать можно чего угодно». «Между Литвой и Россией всегда были проблемы в перевозках военных грузов, – подчеркнул он. – К примеру, Литва запрещает перевозить по своей территории ракетное топливо и боеприпасы еще с 1994 года». Но, по словам майора, о «ремонтных» планах литовская сторона военных пока не информировала.
«Президент отмежевался от нагнетания истерики»
Не информированными об этих намерениях оказались и диппредставители Литвы в российском анклаве. «Да, было соответствующее заявление нашего президента, – подтвердил корреспонденту «НГ» консул Литвы в Калининграде Валдас Ластаускас, отвечающий за связи с общественностью. – Но нам в консульство никаких указаний на этот счет не поступало, железная дорога работает в обычном режиме».
Он заверил «НГ» в том, что ни у россиян, пребывающих на отдыхе на калининградском взморье, ни у калининградцев, выехавших на «большую землю», проблем с возвращением не будет. (В железнодорожных кассах Калининграда действительно ажиотажа не наблюдается, билет за 45 суток можно приобрести спокойно.)
В МИД Литвы «НГ» вчера косвенно подтвердили, что в минувшую пятницу состоялась встреча заместителя министра иностранных дел Литвы Альбинаса Янушки с временным поверенным в делах РФ в Вильнюсе Дмитрием Цветковым. Согласно неофициальным данным, в ходе нее заместитель министра якобы заявил, что в ответ на ремонт на нефтепроводе «Дружба» может начаться ремонт железной дороги, который осложнит сообщение основной части России с Калининградской областью. Ни с одним из участников встречи «НГ» связаться вчера не удалось – с понедельника они находятся в отпуске.
«Пока ситуация находится на стадии выяснения позиций сторон, – заявил корреспонденту «НГ» Гинтаутас Шюлис, советник посольства Литовской Республики в РФ. – Что касается термина «ремонтная война», употребленного в российских СМИ, то такие оценки преждевременны. Они не помогают решить проблему, а только подливают масла в огонь». По его словам, здесь каждая страна стремится защищать свои национальные интересы. А Рита Грумадайте, представитель президента по печати, руководитель пресс-службы, на вопрос «НГ», справедливо ли называть нынешнюю фазу отношений между Москвой и Вильнюсом «ремонтной войной», ответила: «Президент Литвы отмежевался от таких оценок и нагнетания истерики. По его словам, за техническое состояние полотна ответственна компания «Литовская железная дорога». Если она сочтет, что что-то требует ремонта, – она отвечает за свои действия. Транзит в Калининградскую область идет большой, а дорога старая». О том, что никаких решений относительно ремонта путей нет, заверила корреспондента «НГ» и Немира Пумприцкайте, советник премьер-министра Литвы. «Премьер сегодня заявил, что в правительстве этот вопрос не обсуждался», – сказала она. На вопрос, кто будет принимать решение о ремонте, она ответила, что это компетенция компании «Литовская железная дорога». Однако Пумприцкайте подчеркнула, что железнодорожники, «конечно, будут консультироваться с правительством».
Украина: поезда будут объезжать Запорожье
О том, что может ожидать транзитных пассажиров калининградского направления в случае обострения отношений между Москвой и Вильнюсом, можно судить на примере другого соседа – Украины. Напомним: из-за взрывов на воинских складах в районе Запорожья на сутки с лишним было ограничено движение поездов по Приднепровской железной дороге (по которой, в частности, следуют поезда из Крыма в Россию). Как сообщила корреспонденту «НГ» руководитель пресс-службы ОАО «РЖД» Наталья Акафьева, пока украинская сторона не дала ясного ответа, когда будут сняты ограничения на движение поездов из Крыма. По ее словам, скорее всего поезда будут следовать по объездному маршруту еще несколько суток.
«Окружной путь, к сожалению, длинный, на нем поезда теряют около 8 часов, а на российскую территорию поступают с опозданием в 12–15 часов, – пояснила Наталья Акафьева. – Наши специалисты делают все, чтобы хоть как-то компенсировать потерянное время, но отставание удается сократить, конечно же, не в таких объемах». Она выразила также благодарность пограничникам и таможенникам как украинской, так и российской стороны, которые «входят в положение и максимально сокращают время на проверочные процедуры». На вопрос, не выходило ли руководство РЖД на правительство Украины с просьбой переместить военные склады подальше от дороги – ведь рвутся они с потрясающей регулярностью, – Наталья Акафьева ответила, что подобные вопросы входят в исключительную компетенцию украинской стороны.
Москва-Калининград