Расследование уголовного дела о гибели дагестанца, которого в начале августа атаковала в электричке группа молодых людей, принесло результаты. Как заявил вчера «НГ» представитель Республики Дагестан в Московской области Магомед Сайгидов, уже сегодня планируется предъявить обвинение трем молодым людям, задержанным по подозрению в совершении этого преступления.
«Это жители Москвы, молодые люди 15, 16 и 19 лет, – рассказала корреспонденту «НГ» представитель Московского УВД на железнодорожном транспорте Виктория Ворожбицкая. – Учатся они в различных средних специальных учебных заведениях с техническим уклоном, все из благополучных семей». По словам Ворожбицкой, для родителей арест их чад стал шоком: они и не подозревали, что сыновья могли заниматься подобным.
Трагедия произошла 5 августа: в 20.30 на Ярославском вокзале в тамбуре прибывшей электрички милиционеры обнаружили двух дагестанцев с множественными ранениями. «Рустам Инусилаев, 1983 года рождения, скончался в больнице. В минувшую субботу его тело мы отправили на родину, – сообщил Магомед Сайгидов. – Второй, Аслан Барагунов, до сих пор находится в 33-й горбольнице, но дело идет на поправку». По его словам, дня за три до трагедии молодые люди прибыли в Москву подзаработать. В Сергиевом Посаде они подрядились на стройку и, довольные этим, ехали в столицу, чтобы встретиться с земляком (по версии милиции – забрать пожитки, которые оставили у знакомого).
Обыски у подозреваемых принесли следствию редкую удачу: на жестких дисках компьютеров нашлась своего рода «видеохроника» акций, которые проводили задержанные. «Там запечатлено, как они избивали людей на парковых территориях, в электропоездах, на станционных платформах, – сообщила Виктория Ворожбицкая. – Били кулаками, «розочками» (отколотыми горлышками от бутылок. – «НГ»), перочинными ножами. Всего снято на видео около десяти эпизодов. Жертвами, как правило, были люди неславянских народностей».
Зачем задержанным понадобилась эта съемка? Не являлась ли она формой отчетности перед заказчиком и финансовым спонсором подобных акций? Или молодые люди фиксировали все на видео лишь для того, чтобы потешить свое самолюбие? «Пока на эти вопросы ответа нет», – заявила «НГ» Виктория Ворожбицкая.
Уголовное дело было возбуждено по ч. 4 ст. 111 УК РФ (причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшего). Ограничится ли ею обвинение или в нем будет фигурировать также ст. 282 – возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды? «Дело возбуждалось по факту, но квалифицирующий признак этой статьи (282-й. – «НГ») есть сам по себе, – сказал корреспонденту «НГ» неназвавшийся сотрудник Московско-Ярославской транспортной прокуратуры, которая ведет расследование. – Но пока обвинение не предъявлено, мы воздержимся от комментариев».
Как считает Сайгидов, у следствия на данный момент уже более чем достаточно доказательств вины задержанных. «Есть не только видеоматериалы, – пояснил он корреспонденту «НГ». – Есть и свидетели, которые показывают на задержанных. В их числе – и пострадавший, который сейчас лежит в больнице». Если сегодня обвинение не будет предъявлено, то, по словам Магомеда Сайгидова, у него будут основания сомневаться в том, что прокуратура заинтересована в быстром и объективном расследовании этого дела. «Дагестанцы – спокойный народ, но если прокуратура и милиция попытаются увести от суда преступников, диаспора может пойти на массовые акции в Москве и области, – утверждает Магомед Сайгидов. – Мы как можем успокаиваем земляков, но всему есть предел».
Националисты стали больше убивать
Московское бюро по правам человека отмечает, что в России резко возросло число убийств на почве национальной ненависти. По данным бюро, в первом полугодии 2004 года было зарегистрировано 7 таких убийств, в первом полугодии 2005 года – 10, а в первом полугодии нынешнего – уже 18.