Мы живем в любопытное время, когда быль и небыль ходят рука об руку. 3 августа в Муроме Патриарх Московский Алексий II дал главе Счетной палаты РФ Сергею Степашину такой наказ: передать президенту Владимиру Путину освященный «символический» меч преподобного воина Илии Муромца. Да, того самого былинного богатыря, который, как считают в Русской Православной Церкви (РПЦ), провел последние годы своей насыщенной жизни в Киево-Печерском монастыре. Церемония передачи меча получилась торжественной, патетической, подчеркнуто серьезной – ни грана иронии.
Фольклористы и историки пока еще не разобрались, был ли у былинного муромского богатыря какой-то реальный прототип. Но Сергей Степашин, на чьи плечи Патриарх возложил ответственную миссию, убежден в том, что переданный ему меч – «один в один образец того меча, с которым Илья Муромец отстаивал честь и независимость великой православной Руси». Где глава Счетной палаты видел «тот самый» меч, на иконах ли святого Илии или в фильме «Илья Муромец» режиссера Александра Птушко, снятом на киностудии «Мосфильм», непонятно. Ученые, во всяком случае, ничего об оригинале пресловутого оружия не знают.
Разумеется, меч – это символ. Но что он символизирует? Алексий II, вручая Сергею Степашину необычный дар, сказал, что меч, освященный на мощах преподобного Илии, должен помочь президенту «право править нашим Отечеством, совершая дело возрождения России, духовного воссоздания Святой Руси». Прозвучало это несколько странно. Меч Ильи Муромца, конечно, мог бы олицетворять силовую функцию власти (защиту границ, защиту общественного порядка), но каким образом эта функция связана с духовным возрождением страны? Если бы Патриарх подарил Путину Евангелие или икону, вопросов бы не возникало.
Впрочем, тот факт, что в общественно-культурной плоскости России сила оружия и духовность соседствуют все чаще, похоже, уже мало кого удивляет. Освящаются ракеты и подводные лодки, различные роды войск Вооруженных сил РФ обретают своих небесных покровителей (тот же преподобный Илия Муромец – патрон пограничников), а день Ильи-пророка и 75-летие ВДВ православное духовенство и «голубые береты» совместно отмечают на Красной площади – с крестным ходом, молебном, торжественными речами, показательным выступлением десантников и концертом.
Почему Вооруженные силы и Церковь у нас идут в одной «смысловой» связке, пояснил 2 августа глава Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков. По его словам, одновременное появление на Красной площади «десантных и религиозных сил» совершенно не случайно, ведь именно эти «силы» и демонстрируют сегодня «путь развития России – патриотизм». А командующий ВДВ генерал Александр Колмаков подчеркнул, что в последние годы «именно армия и Церковь служат единению россиян».
В этом контексте «муромский дар» перестает казаться причудливым сочетанием сказки и реальности, превращаясь в символ благотворного союза Церкви и силовых ведомств, условно говоря, креста и меча. Здесь никакие смысловые переплетения уже не будут казаться парадоксальными. Сегодня Церковь освящает меч и дарит его президенту, завтра генералы будут говорить о нравственности в воинских коллективах и сыпать цитатами из Библии.
РПЦ, ощущая себя интегрирующей силой российского патриотизма, несомненно, претендует на роль ближайшего партнера государства. Все это, может быть, и неплохо для единения народа и власти, только вот как быть со словами Христа, сказавшего апостолу Петру, который думал силой оружия защитить своего учителя: «Вложи меч свой в ножны, взявший меч от меча и погибнет»?