Собирающиеся 20 августа вылететь на родину музыканты оркестра Большого театра, гастролирующего в Лондоне, могут согласиться на дополнительный досмотр и предварительное согласование списка инструментов. Как заявила вчера «НГ» пресс-секретарь Большого театра Катерина Новикова, сейчас подобные предложения, равно как и другие способы решить возможные проблемы, готовят совместно администрация Большого театра и руководитель Федерального агентства культуры и кинематографии Михаил Швыдкой.
По словам пресс-секретаря Большого театра, трудности у артистов могут возникнуть из-за беспрецедентных мер безопасности, которые были введены в лондонских аэропортах после предупреждения сразу ряда террористических актов. Даже после вчерашнего смягчения ограничений внести в самолет можно не больше одного места ручной клади, да и то в прозрачном пакете. Это означает, что пронести на борт лайнера музыкальные инструменты, многие из которых принадлежат Госколлекции и являются национальным достоянием, музыкантам могут не позволить. «У оркестра Большого театра есть целый ряд очень ценных инструментов, которые всегда переносятся как ручная кладь – к примеру, скрипка XVIII века. Транспортировать подобные инструменты другими способами не представляется возможным хотя бы потому, что они принадлежат не столько нам, сколько государству. Это ценнейшие вещи, у которых есть определенные страховки, а застрахованные инструменты должны определенным способом перевозиться. Не говоря уже о том, что для каждого музыканта инструмент – это не просто материальная ценность», – сказала пресс-секретарь ГАБТа.
Как рассказала Новикова, такие прецеденты были и раньше. «Некоторое время назад в США был случай, когда музыкантов не пустили на борт с инструментами и они отказались лететь. Артистам пришлось ждать, пока ситуация не урегулировалась и их не пропустили в самолет вместе с инструментами», – сказала она.
«Мы пытаемся договориться о том, чтобы заранее предоставить в аэропорт списки музыкантов и их инструментов. Мы также согласны на какие-то дополнительные досмотры, после которых музыкантам разрешили бы пронести инструменты на борт, однако пока никакой ясности в этом вопросе нет», – сообщила пресс-секретарь Большого театра. В свою очередь, генеральный консул посольства России в Лондоне Сергей Гольден заявил «НГ», что в посольство с просьбой посодействовать в решении проблемы пока не обращался ни один представитель Большого театра или Министерства культуры РФ. «Разумеется, если к нам обратится кто-либо из этих учреждений, мы, безусловно, попытаемся помочь российским музыкантам в том случае, если у них возникнет проблема с проносом инструментов на борт самолета. Однако пока ни к нам, ни в авиакомпанию British Airways никто с такой просьбой не обращался», – сказал генконсул.
Если проблему решить все-таки не удастся, существует вероятность, что музыканты будут добираться до Москвы объездными путями: сначала поездом до Парижа, а оттуда – самолетом в Москву, потратив на дорогу лишних 10 часов. Но, как надеются в Большом, этого все-таки не произойдет. «Вряд ли музыканты будут добираться таким образом, однако и это не исключено. В любом случае, руководство театра и агентство по культуре и кинематографии делают все возможное, чтобы, несмотря на эту сложную ситуацию, удалось провести инструменты в сохранном виде на самолете», – заявила Катерина Новикова.