Организовать комплексную ревизию музейного фонда страны поручил вчера правительству президент Владимир Путин. Об этом журналистам сообщил первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев. Как передал Интерфакс, до 1 сентября этого года должна быть создана комиссия, в которую войдут представители ФСБ, МВД, Генпрокуратуры и Минкульта. Это распоряжение можно считать реакцией Кремля на последние громкие «музейные» скандалы – исчезновения ценнейших экспонатов из Эрмитажа и уникальных рисунков из Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ).
Тем временем вчера оставалось непонятным, вернулись ли в Россию и отправлены ли в Росархив 9 рисунков архитектора Якова Чернихова, обнаруженные в конце июня на лондонских торгах дома Christie's. Ни в Росохранкультуре, ни в РГАЛИ корреспонденту «НГ» не смогли ответить на вопрос, возвратились ли ценности на родину. Кроме того, запланированная на вчерашний день пресс-конференция руководства Росохранкультуры и Росархива с демонстрацией возвращенных рисунков была отменена. Как пояснили в ведомствах, это сделано по просьбе следствия, которое ведет Мосгорпрокуратура (дело возбуждено по ст. 158 УК РФ – кража).
Не смог прояснить ситуацию с возвращением рисунков и внук архитектора, глава Международного фонда им. Я.Г. Чернихова Андрей Чернихов. В беседе с корреспондентом «НГ» он рассказал, что у него нет информации о том, что композиции из Лондона «пришли в Москву». «В то же время никаких данных о том, что с ними возникли проблемы, у меня тоже нет, – сказал Андрей Чернихов. – Что я знаю точно, так это то, что следователи действительно попросили пока не комментировать это дело».
По словам внука архитектора, в Росархив должны вернуться не только рисунки, снятые с аукциона в Лондоне, но и найденные на антикварном рынке позднее более 250 работ Якова Чернихова. Пока руководство РГАЛИ не комментирует информацию Росохранкультуры о том, что порядка 80 процентов из почти что 3 тысяч рисунков архитектора из фондов архива оказались подмененными: в папках вместо них лежали «куклы». Стоимость похищенного, по самым приблизительным оценкам, составляет несколько миллионов долларов.
Как рассказал корреспонденту «НГ» ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания Анатолий Стригалев, собрание Якова Чернихова в РГАЛИ – «самое обширное, и представляет весь диапазон его творчества». «Там рисунки практически всех циклов архитектурных фантазий, – рассказал искусствовед, долгое время работавший с архивом РГАЛИ. – В том числе оригиналы рисунков, представленных в его книгах, вышедших в 30-е годы. А также более поздние, предвоенного времени работы неконструктивистского характера, выполненные в другой стилистике и графике на огромных листах».
Со своей стороны, аукционный дом Christie's, как передало РИА Новости, высказал «удовлетворение в связи с тем, что ситуация разрешена эффективно всеми заинтересованными сторонами». В пресс-службе штаб-квартиры аукционного дома заявили: «Как только стало ясно, что существует юридическая проблема, мы предприняли необходимые шаги по взаимодействию с властями, чтобы установить детали происхождения и владения этими произведениями искусства». По словам представителей Christie's, продажу рисунков отменили после того, как было установлено, что продавец не имел полномочий выставлять их на торги.
Яков Чернихов (1889–1951 гг.)
Мастер архитектурной утопии, представитель авангарда в советской архитектуре первой половины XX века, один из основоположников теории современной архитектурной композиции. Знаменит исследованиями в области супрематизма и геометрического орнамента. Занимался вопросами теории конструктивизма и проектированием промышленных зданий в годы индустриализации. Мировую известность принесло издание в 20–30-х годах прошлого века книг архитектурных фантазий «Основы современной архитектуры», «Конструкции архитектурных и машинных форм» и «Архитектурные фантазии. 101 композиция». По мнению специалистов, эти работы предсказали будущее архитектуры, а рисунки Чернихова предвосхитили компьютерную графику. Работы мастера выставлялись в 20–30-х гг. в Париже, Токио и Риме. Интерес к творчеству архитектора возрос в 1980-е годы в связи с распространением методов и образов постмодернистского архитектурного концептуализма. Первая персональная выставка Чернихова прошла в 1985 году в парижском Центре Помпиду. Творческое наследие мастера насчитывает более 50 теоретических и экспериментальных трудов по архитектуре, методам изображений и начертательного искусства, а также более 17 тысяч графических композиций и проектных работ.