На вчерашний день в Государственный Эрмитаж были возвращены 13 экспонатов из 221, факт хищения которых был выявлен на прошлой неделе в результате внутренней проверки. Предположительно, это икона «Собор Всех Святых» (страховая стоимость – около 200 тыс. долл.), икона Иверской Божией Матери, кружка 1874 года с изображениями храма Василия Блаженного и колокольни Ивана Великого, позолоченный наперсный крест, украшенный эмалью ковш и ряд других экспонатов. Большинство предметов были просто подброшены неизвестными к зданиям правоохранительных органов.
В дирекции музея пока воздерживаются от комментариев по поводу найденных предметов. Как сообщили «НГ» в пресс-службе Эрмитажа, на самом деле еще ничего не возвращено: «Ни один из экспонатов не прошел экспертизу, так что формально у нас пока ничего нет. Результаты экспертизы будут обнародованы на следующей неделе, только тогда можно будет официально говорить о количестве найденных предметов и перечислять их поименно».
Пока эксперты изучают возвращенные ценности, дирекция музея готовится принять меры по предотвращению подобных краж в дальнейшем. Планируется принципиальное изменение графика и приоритетов внутренней проверки и экспертизы, резкое ограничение доступности хранилища для сотрудников музея. Несмотря на то что причастность обычных посетителей музея к краже практически исключена, ограничения их тоже коснутся. Дирекция планирует существенно сократить количество выставок.
За прошедшую с момента возбуждения уголовного дела неделю правоохранительным органам удалось добиться значительных успехов. Супруг бывшей хранительницы Эрмитажа Николай Завадский признался следствию, что на протяжении нескольких лет сдавал в ломбарды предметы небольшой ценности, так как его жене требовались лекарства на лечение диабета, а зарплата хранительницы (3 тыс. руб.) не позволяла решить эту проблему иным способом.
Другой подозреваемый, антиквар Максим Шепель, был переведен из следственного изолятора-4 в психиатрическое отделение спецбольницы им. Гааза после того, как чуть не выколол себе глаз. По словам адвоката Максима Шепеля, после ареста подозреваемый впал в глубокую депрессию, что и стало, видимо, причиной членовредительства. Напомним, что на антиквара пало подозрение после того, как выяснилось, что он продал один из похищенных предметов – чашу-потир – в московский салон «Ортодокс Антик». Сам подозреваемый уверяет, что купил экспонат в антикварном магазине на улице Ленина, 13.
Последний подозреваемый, сын Николая Завадского Николай, пока никаких признаний не давал. Молодой человек отрицает причастность к хищению из Эрмитажа и заявляет, что о делах отца ничего не знал.
Санкт-Петербург