Сегодня в Петербурге суд должен вынести решение о мере пресечения двоим задержанным по делу о краже из Эрмитажа, взятому на контроль генпрокурором Юрием Чайкой. Один из задержанных в ночь на субботу по подозрению в причастности к пропаже 221 экспоната, как передают информагентства со ссылкой на источники в ГУВД Петербурга, – 54-летний Николай Завадский, муж покойной хранительницы кладовой Русского отдела музея Ларисы Завадской, преподаватель истории в Университете физкультуры им. Лесгафта.
Сегодня же глава Роскультуры Михаил Швыдкой и руководитель Росохранкультуры Борис Боярсков огласят результаты проверки, проведенной ведомствами после ЧП в Эрмитаже. А эксперты музея и специалисты Росохранкультуры должны в ближайшие дни вынести окончательное заключение о подлинности двух уже найденных экспонатов. В четверг, 3 августа, в мусорном баке неподалеку от антикварного отдела ГУВД Петербурга была обнаружена икона «Собор всех святых» (серебряная рама иконы конца XIX века украшена изумрудами, сапфирами и бирюзой). На следующий день в Росохранкультуру принесли серебряно-золоченый потир (церковную чашу), изготовленный в середине XIX века. Московский антиквар, в магазине которого был выставлен этот предмет, отказался от прав на вещь, узнав о ее принадлежности к эрмитажной коллекции. Сотрудники Росохранкультуры заявляют «о большой вероятности» того, что потир и икона – из Эрмитажа, но окончательные выводы будут сделаны после проведения искусствоведческой и ювелирной экспертиз.
Пока представители правоохранительных органов Петербурга и Москвы не берутся утверждать о раскрытии кражи. Но, как передают питерские информагентства со ссылкой на источники в ГУВД города, задержание подозреваемых может стать «ниточкой» для обнаружения как минимум трети пропавших экспонатов. Поводом для задержания Николая Завадского стали найденные у него залоговые квитанции из ломбардов. Второй задержанный, как полагает следствие, – курьер между Петербургом и Москвой, куда отправлялась часть вещей. Кроме того, по неофициальным сведениям, был допрошен 25-летний сын Завадского, тоже Николай, некоторое время назад работавший в Эрмитаже. Подтвердить эти данные вчера не удалось: по домашнему телефону Завадских корреспонденту «НГ» ответила не пожелавшая назваться молодая женщина. Она отказалась позвать к телефону Николая Завадского, добавив при этом, что она «уже устала от журналистов».
В надежде на возвращение памятников искусства в коллекцию музея дирекция Эрмитажа обнародовала полный список похищенного. В перечне помимо «эмалей», о которых шла речь в официальном пресс-релизе Эрмитажа, разосланном 31 июля (в день, когда стало известно о пропаже), – посуда, церковная утварь и золотые и серебряные ювелирные изделия с драгоценными камнями. Как оказалось, в числе похищенного – изделия работы Фаберже: настольные часы и ручное зеркало.
Половина «эрмитажного списка» – иконы XVII–XIX веков, в том числе лик Богоматери с надписью о подношении его графу Шереметеву, икона Казанской Богоматери с гравировкой о подношении графине Шуваловой, а также икона Грузинской Божьей матери с ризой, шитой кафимским жемчугом и автографами фрейлин императрицы Марии Федоровны. Пропавшая церковная утварь – серебряно-золоченые потиры, кресты-мощехранительницы, ковши и лампады. Помимо этого в списке серебряная посуда, а также ювелирные украшения – перстни с бриллиантами, изумрудами и сапфирами, броши, портсигары, сигаретницы и пудреницы самых известных мастерских.