Уголовное дело по факту июньского убийства сотрудников российского посольства в Ираке возбудила Генпрокуратура РФ. Дело возбуждено по ч. 2 ст. 105 (убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору, сопряженное с захватом заложника) и ч. 2 ст. 206 УК РФ (захват заложника с применением оружия в целях понуждения государства совершить какое-либо действие).
Как сообщили «НГ» в Генпрокуратуре, расследование, которое ведет отдел по особо важным делам, находится под контролем генпрокурора Юрия Чайки. Как сказано в официальном заявлении, дело возбуждено по результатам проверки информации о гибели в июне дипломатов Виталия Титова, Федора Зайцева, Рината Аглиуллина, Анатолия Смирнова и Олега Федосеева, предоставленной МИД РФ.
По мнению председателя комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Юрия Шарандина, возбуждение уголовного дела не связано напрямую с работой российских спецслужб по уничтожению террористов, убивших российских дипломатов. Поручение об этом президент России отдал 28 июня, а 7 июля Совет Федерации принял постановление, дающее спецслужбам право ликвидировать террористов за пределами страны. Кроме того, координирующий работу спецподразделений Национальный антитеррористический комитет объявил, что за информацию о террористах будет выплачено 10 млн. долл.
«Возбуждение дела и работа спецслужб в данном вопросе связаны достаточно слабо, – сказал сенатор в беседе с корреспондентом «НГ». – Следователи будут заниматься обстоятельствами убийства и выяснением его деталей. А для спецслужб, занимающихся уничтожением тех, кто это сделал (убил российских граждан. – «НГ»), обстоятельства убийства не имеют и не должны иметь никакого значения. В то же время, если они получат некую информацию от органов следствия или предоставят органам следствия свои данные, это будет правильно. Но задачи у них абсолютно разные».
Что касается задержки в возбуждении уголовного дела – с момента захвата российских дипломатов прошло почти два месяца, то она, по мнению Шарандина, может быть связана со сменой генпрокурора. «Конечно, возбуждение уголовного дела по факту убийства дипломатов в другой стране должно было состояться быстрее, – считает сенатор. – Но я думаю, что это сугубо техническая задержка».