Успокоительные заявления о том, что пожар, случившийся 26 июля в Музее-усадьбе имени Ф.И. Тютчева в Мураново, не нанес большого ущерба историко-культурному заведению, увы, не подтверждаются. Сильно пострадало не только главное здание комплекса, но и музейная коллекция.
В частности, как заявил через ИТАР-ТАСС заместитель руководителя Росохранкультуры Анатолий Вилков, «в результате несчастья утрачено около 109 полотен, среди них есть картины Айвазовского и Левитана». Более детально ситуацию с последствиями пожара корреспонденту «НГ» обрисовала заведующая сектором изобразительного фонда музея Татьяна Гончарова. «От огня сильно пострадали полотна, которые находились в фондохранилище, – сказала она. – В тяжелом состоянии несколько вещей, но самые ценные – это «Заход солнца» Айвазовского (1871 год) и «Морской пейзаж» Саврасова (1859 год)». По мнению заведующей сектором, эти полотна все же восстановимы. «А вот две вещи фактически сгорели – это портрет отца жены Тютчева неизвестного художника и портрет Карабанова художника Тоньчи, – сообщила наша собеседница. – Последняя работа была написана на доске, абрис фигуры просматривается, и мы все же надеемся, что портрет тоже можно будет восстановить».
Многие экспонаты сильно пострадали от воды. «Пожар тушили 12 пожарных расчетов, и воды в помещениях было по колено, – рассказала корреспонденту «НГ» заместитель директора музея по экскурсионной работе Татьяна Федорова. – Мы очень признательны специалистам Ленинской библиотеки, которые берут у нас на реставрацию три ящика промокших редчайших книг». По словам Федоровой, в понедельник в музей-усадьбу Тютчевых должны прибыть специалисты, которые помогут определить, какие экспонаты в какой реставрации нуждаются и куда их следует направить для восстановления. Часть коллекции уже перемещена в другие фондохранилища, в частности в музеи Сергиева Посада.
Сотрудники музея-усадьбы по-прежнему считают, что причиной пожара стала шаровая молния. «Дом имеет две стены: внутренняя – из дерева, а внешняя – из кирпича, а между ними – воздушный промежуток, – пояснила Татьяна Гончарова. – В этом промежутке шаровая молния и гуляла – от верхнего бельведера по чердаку до фондохранилища. Это сейчас хорошо видно – по дырам, выгоревшим в стенах».
Надежд на быстрое возмещение ущерба, причиненного пожаром, здесь не питают. «Я думаю, на это уйдет не менее года», – считает Татьяна Федорова. О посещении главного здания комплекса экскурсантами в этот период не может быть и речи. Пока же в музее-усадьбе идет напряженная работа. «Разбором коллекции занимаются наши штатные сотрудники, – рассказала Татьяна Федорова. – Что касается других работ, то здесь нам очень помогают военные из Софринской бригады. Транспорт для перевозок дали музей Абрамцево, софринский мясокомбинат, даже из Клина фургоны нам прислали. Спасибо всем».