Вчера суд Ворошиловского района Волгограда вынес приговор по делу руководителей «Волгоградских коммунальных систем» (ВгКС), обвинявшихся в мошенничестве. Все четверо подсудимых получили условные сроки от 2,5 до 3 лет и были освобождены в зале суда. Тем временем отстраненный от должности мэр Волгограда Евгений Ищенко, чье дело было выделено из этой истории в отдельное производство, остается под стражей. Его подозревают в превышении служебных полномочий, их злоупотреблении и незаконном предпринимательстве.
Аргументируя свое неожиданно мягкое решение (преступления, совершенные подсудимыми, относятся к категории тяжких), суд сослался на положительные характеристики обвиняемых, наличие у них несовершеннолетних детей и престарелых родителей. Столь неожиданный исход дела, напрямую связанного с делом Ищенко, может использоваться как аргумент теми, кто считает, что уголовная эпопея мэра на самом деле носит внеюридический характер, что его преследуют не за реальные прегрешения, а за то, что он осмелился вступить в конфликт с весьма крупными фигурами. Поэтому не случайно, что дело волгоградского мэра ставят в один ряд с делом ненецкого губернатора Алексея Баринова (см. стр. 8), который прямо заявил, что оно не имеет политической подоплеки, но «является заказом коммерческих структур, имеющих нефтяные интересы».
Прокуратура Волгоградской области удовлетворена решением суда. Об этом «НГ» заявила руководитель пресс-службы региональной прокуратуры Лидия Сергеева. «Апелляцию на решение суда мы подавать не будем», – подчеркнула она.
Признались в полном объеме
Судья Юлия Абросимова признала всех обвиняемых по этому делу виновными. Учитывая, что обвиняемые признали свою вину и возместили нанесенный ущерб в размере более 50 млн. руб., всем им были определены условные сроки наказания. Председатель совета директоров ОАО «Волгоградские коммунальные системы», заместитель председателя правления ОАО «НОКССБАНК» Дмитрий Синюков и гендиректор ВгКС Татьяна Бараненко, обвинявшиеся в мошенничестве, совершенном организованной группой и с использованием служебного положения, в особо крупном размере, получили наказание в виде 3 лет условно с испытательным сроком 1 год.
Главному инженеру ВгКС Михаилу Гущину, обвиняемому в сокрытии имущества от недоимки по налогам, также вынесено наказание в виде трех лет условно с испытательным сроком 1 год. Руководителю казначейства ОАО «НОКССБАНК» Татьяне Полушиной, обвиняемой в пособничестве в мошеннических действиях, вынесено наказание в виде 2,5 года условно с испытательным сроком в 1 год.
По данным прокуратуры, осужденные в 2005 году от имени ОАО «Волгоградские коммунальные системы» заключили ряд фиктивных договоров аренды и выполнения подрядных работ с предприятиями, оформленных на подставных лиц. На счета этих фирм были перечислены и похищены денежные средства в размере около 51,5 млн. руб.
Часть материалов, выявленных в ходе расследования этого уголовного дела, послужила основанием для возбуждения уголовного дела в отношении мэра Волгограда Евгения Ищенко, который был задержан 30 мая 2006 года и до сих пор находится под стражей.
После задержания Ищенко все обвиняемые по «делу ВгКС» признали вину в совершении инкриминированных им преступлений в полном объеме и возместили причиненный ущерб. Судебное разбирательство проходило в закрытом режиме. По ходатайству обвиняемых судебный процесс был проведен в особом режиме без судебного разбирательства.
Ее пример – другим наука
«Прокуратура, учитывая признание обвиняемыми своей вины и факт возмещения ими в полной мере причиненного ущерба, просила суд вынести подсудимым условное наказание», – сказала «НГ» руководитель пресс-службы облпрокуратуры Лидия Сергеева. «Поскольку ущерб возмещен, то крови никто не желает», – заметил в разговоре с корреспондентом начальник следственного управления прокуратуры Волгоградской области Армэн Енакян.
С решением суда не согласен депутат Государственной Думы РФ от Волгоградской области единоросс Василий Галушкин: «Решение суда слишком лояльное, мягкое. Похищенные из бюджета почти 52 млн. рублей – это не три копейки. Я считаю, что в случае хищения бюджетных средств преступникам недопустимы условные наказания».
Один из сотрудников правоохранительных органов, пожелавший остаться неизвестным, заметил в беседе с корреспондентом «НГ», что «иного решения суда никто и не ожидал»: «Это достаточно распространенная схема судебного соглашения: обвиняемые признают свою вину и возмещают ущерб, получая взамен условное наказание». По мнению собеседника «НГ», «если находящийся под следствием мэр Волгограда Евгений Ищенко последует примеру участников «дела ВгКС», признает свою вину и возместит нанесенный ущерб, то и он получит условное наказание. Однако пока Ищенко ведет себя прямо противоположным образом – отказывается признавать вину и соответственно возмещать причиненный ущерб. Если стратегия поведения Ищенко под следствием не изменится, то он получит реальный срок, причем не маленький».
Дело волгоградских коммунальщиков имеет очевидные параллели с делом юриста ЮКОСа Светланы Бахминой. В обоих случаях речь идет о хищениях с использованием служебного положения. У Бахминой двое малолетних детей, что, однако, не было признано смягчающим обстоятельством, как в волгоградском деле. Мера же наказания оказалась несопоставимой – волгоградцы получили условные сроки, а Бахмина – 7 лет колонии общего режима. «Дистанция между сроками наказания действительно поразительная, – сказала вчера корреспонденту «НГ» адвокат Ольга Козырева. – Но эти дела сравнивать сложно. Потому что на волгоградском не лежала тень ЮКОСа, а дело Бахминой оказалось в русле политики уголовного преследования компании и ее главы Михаила Ходорковского. Поэтому и наказание моей подзащитной было назначено именно в таких размерах».
Волгоград-Москва