Чрезвычайный и Полномочный Посол России, первый зампред думского комитета по международным делам Юлий Квицинский – об особенностях антироссийской кампании в преддверии саммита G8.
– Юлий Александрович, в минувшую пятницу Госдума поручила комитету по информполитике запросить у соответствующих государственных структур информацию о причинах и характере развернувшейся на Западе антироссийской кампании. Известно, что эта инициатива, выдвинутая депутатом Крутовым, была вами поддержана. Чем вы руководствовались?
– На Россию пытаются оказывать давление, которое возрастает по мере усиления ее позиций. Об этом неоднократно заявлял президент Владимир Путин. Не секрет, что определенные силы на Западе совсем не заинтересованы в росте российского влияния и выходе российских компаний на международные рынки. В качестве примера можно привести и срыв сделки «Северстали» с люксембургским «Арселором», и те трудности, с которыми сталкивается «Газпром» в Западной Европе. Впрочем, эти очевидные подножки – только верхушка айсберга. На Россию давят целенаправленно и по всем направлениям. В тексте принятого Госдумой протокольного поручения говорится о том, что антироссийская кампания носит многоплановый характер. Полностью с этим согласен. Тут задействованы и зарубежные информационные площадки, и политические инструменты, и прочий арсенал многообразных средств давления. Безусловно, такая активность связана с приближающимся саммитом «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, на котором будет председательствовать Россия.
– Вы долгое время были российским послом в Норвегии и, что называется, изнутри изучили хитросплетения европейской политики в отношении нашей страны. Какова их характерная особенность?
– Двойные стандарты. Когда им что-нибудь от нас нужно, в ход идут любые приемы и обвинения. И суды российские не так работают, и избирательная система несовершенная, и демократия не такая. Хотя многие из этих упреков можно переадресовать и самим же нашим неуемным критикам.
– Вы имеете в виду наделавший недавно столько шума судебный процесс в Цюрихе, на котором российский министр связи Леонид Рейман был обвинен в незаконной коммерческой деятельности?
– Общий формат последних событий указывает на то, что этот процесс, к которому накопилось множество вопросов у юристов, может быть также частью одиозной антироссийской кампании. Но меня больше настораживает то, что, как верно упомянуто в тексте протокольного поручения, пропагандистские наскоки на Россию оказываются подхваченными и даже получают «творческое развитие» в некоторых отечественных СМИ. А нередко бывает и так, что та или иная компрометирующая информация специально внедряется в российские СМИ, а затем уже на Западе идет дальнейшая раскрутка скандала, связанного с нагромождением компромата. В общем, технологии эти известны, и используются они для проталкивания в России информации, нужной и выгодной нашим конкурентам на Западе.
– А возможно ли применение подобных технологий – с решениями заграничных судов и массовой раскруткой скандала в прессе – в отношении западных политиков или государственных деятелей?
– На Западе, конечно, случаются скандальные истории, которые выносятся в заголовки новостей и на первые полосы газет. Но попробуйте искусственно внедрить в их СМИ какую-либо информацию, компрометирующую линию правительства, например, Германии, Франции или Англии – и последует такой адекватный ответ, что разместившему ее органу печати мало не покажется.
– Выходит, что наша проблема в неумении дать отпор оказываемому на Россию давлению?
– Я бы сказал, что у нас излишне снисходительны к подобным попыткам использовать наше информационное поле против наших же национальных и государственных интересов. Вот и пропускаем удары.
– Каким государственным структурам будут адресованы запросы по противодействию антироссийской кампании в рамках протокольного поручения Госдумы?
– Полагаю, что в первую очередь – Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям, а также ФСБ и МИД. Вопрос касается обеспечения национальных интересов страны, ее информационной безопасности, международного престижа и деловой репутации.