В паспортах граждан Греческой Республики в графе «религиозная принадлежность» теперь можно указывать: «грек античного вероисповедания». Об этом написала 23 июня немецкая газета Sueddeutsche Zeitung. Священный союз эллинов, или Ellinais, объединяющий последователей античного политеизма, официально зарегистрирован в Греции в качестве религиозной организации. Эта община была основана в Греции в октябре прошлого года. Ее численность в последнем ежегодном докладе Госдепартамента США была оценена в 2 тысячи человек. В марте этого года районный суд Афин официально признал право Священного союза эллинов поклоняться 12 олимпийским богам во главе с Зевсом, о чем сообщила греческая газета Kathimerini.
Неоязычники отправили в Министерство культуры Греции запрос о том, какие культовые сооружения будут предоставлены им для богослужений. Они также просили обеспечить проведение своих церемоний в «священных местах», таких как афинский Акрополь и храм Посейдона на мысе Сунион. В конце июня в храме Аполлона в Дельфах была проведена церемония в честь этого древнего бога. Журналистам было отказано в освещении мероприятия, передает Sueddeutsche Zeitung. Пресса начала вовсю рассуждать о возможности возрождения гаданий по внутренностям жертвенных животных в афинском Акрополе, поездках к дельфийскому оракулу и т.п.
Жрица Священного союза эллинов Доретта Пеппа избегает говорить о «триумфе» и опасается очередного «медийного спектакля» вокруг деятельности новой религиозной общины. Тем не менее в то же время в Греции прошел фестиваль «Прометей», весьма способствовавший популяризации идеи возрождения дохристианского «эллинского духа».
Представители Элладской Православной Церкви (ЭПЦ) пока никак не комментируют активность неоязычников, похоже, не принимая их всерьез. Однако для ЭПЦ, объединяющей, по официальным данным, 97% греков и являющейся государственной Церковью, государственное признание неоязыческих общин может стать тревожным сигналом, о чем «НГР» уже писали (см. «НГР» № 6 от 05.04.06).
Во-первых, это свидетельствует о все большем движении греческого государства в сторону секуляризма. Ellinais была законно зарегистрирована на основании представленных документов, в которых среди принципов нового движения значилось «жить в согласии с природой» и «уважать предков». Суд не нашел в этом ничего противоречащего действующему законодательству.
Во-вторых, признание зевсопоклонников, несомненно, подрывает своего рода «религиозную монополию» ЭПЦ. Здесь, однако, многое зависит от того, как идентифицировать Священный союз эллинов и подобные общины в современном религиозном контексте.
Строго говоря, неоязычников нужно относить к так называемым «новым религиозным движениям», возникающим в контексте современной цивилизации. Неоязычество появляется как опыт историко-культурной и, в меньшей степени, религиозной реконструкции. Весьма проблематичным представляется точное воссоздание происходившего в ходе древнегреческих мистерий – заполнение таких «пробелов» в наших знаниях о политеизме современными неоязыческими новациями практически неизбежно.
Неоязыческие движения в своем большинстве возникают в рамках противостояния господствующей религии. В этом плане показательно заявление Доретты Пеппы о том, что в античной философии и религии она видит средство против разрушения природы и порабощения индивида, что характерно для западной цивилизации с ее «иудео-христианским видением мира». Помимо мировоззренческой позиции это заявление отражает и яркую антиклерикальную направленность движения неоязычников. Но примет ли многомиллионная Элладская Православная Церковь вызов крошечной группы «религиозных реконструкторов»?