Аудит безопасности – такое условное название получила предложенная главой МЧС РФ Сергеем Шойгу на встрече с президентом страны новая система контроля в сфере гражданской обороны за деятельностью предприятий. Внедрение новшества начнется с замены государственного пожарного надзора пожарным аудитом, и в планах ведомства провести ее уже в следующем году. Новый механизм обсуждался на прошедшем на прошлой неделе в Санкт-Петербурге совещании по проблемам гражданской обороны и защите населения. Об аудите безопасности корреспонденту «НГ» рассказал первый замглавы МЧС РФ Юрий Воробьев.
– Юрий Леонидович, в чем суть понятия «аудит безопасности»?
– При введении аудита безопасность будут обеспечивать сами предприятия, а значит, в разы уменьшится количество проверок. Сегодня контроль за безопасностью в основном осуществляет государство через контрольно-надзорные органы. В новой системе эксперты будут оценивать риски предприятия, а страховая компания исходя из этой оценки будет определять размер страхового взноса. Соответственно предприятие будет стремиться снизить сумму страховки, вкладывая деньги в безопасность своего предприятия.
Я хочу сказать о трех главных преимуществах введения системы оценки рисков в сфере безопасности. Во-первых, это перераспределение ответственности за нанесение вреда от государства к тому, кто наносит ущерб. Сегодня основной способ компенсации ущерба в случае чрезвычайной ситуации федерального уровня – это государственная поддержка из резервного фонда правительства. И едва ли пострадавшие могут рассчитывать на возмещение потерь от предприятия или организации. Второе: реализация этой идеи возможна лишь через создание системы страхования рисков. Третье – мы должны добиться исключения прямого участия инспекторов государственных контрольных органов в принятии решения о прекращении деятельности того или иного предприятия.
– Для введения такой системы потребуется новая законодательная база?
– Некоторые специалисты предлагают ввести новый закон, так как появляется новый вид деятельности. Я считаю, что этого делать не нужно. Достаточно определить подзаконным актом порядок осуществления этой работы. Кроме того, мы уже внесли в Госдуму проект закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта». Надеюсь, закон будет принят в этом году. И тогда все потенциально опасные промышленные предприятия, кроме предприятий атомной промышленности, будут обязаны страховать свою ответственность на случай чрезвычайной ситуации.
Первой подобной системой страхования стала ОСАГО. Как бы ее ни критиковали, она все же решает вопросы ответственности автовладельца. Сама идея обязательного страхования правильная, так делается во всем мире. Так же будет и здесь. Владелец предприятия не обязан будет страховать свою собственность, но государство обяжет его застраховать свою ответственность перед третьими лицами. Без этого предприятие не сможет работать, его деятельность будет остановлена через суд. На долю государства останется лишь контроль над тем, застрахована ли ответственность предприятия, а не проверка его технической системы.
– Каким образом будет осуществляться страхование?
– На основе порядка, который будет установлен законом, проект которого принят Госдумой в первом чтении. Мы уже несколько лет создаем условия для накопления информации о безопасности объектов и территорий через декларации безопасности. Развернуть обязательное страхование ответственности, не имея информационной базы о состоянии объектов, было бы невозможно.
– Какие структуры будут заниматься аудитом?
– Предприятие сможет воспользоваться услугами одной из компаний, которые будут проводить оценку рисков. Лицензированные государством организации, имеющие подготовленных специалистов и обладающие соответствующей нормативно-правовой базой, и будут иметь право на аудит безопасности. Помимо оценок рисков они смогут дать рекомендации, как их минимизировать.
Может возникнуть вопрос – а ведь аудиторская организация может дать за деньги любое заключение. Так вот эти организации не должны принадлежать ни страховой компании, ни самому предприятию. Это должны быть экспертные и консалтинговые компании с именем, оценивающие уровень безопасности предприятий и отвечающие репутацией за достоверность этих сведений. Сделав свою оценку, экспертная компания должна будет тут же ее опубликовать, потому что в проекте закона записано, что эта деятельность должна быть публичной.