Винные полки стремительно пустеют.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
В июле–августе на потребительском рынке России будет остро ощущаться дефицит алкогольной продукции. Таков прогноз Национальной алкогольной ассоциации (НАА). «В первую очередь речь идет о таких импортных напитках, как виски, текила, коньяк, высококачественные вина», – заявил корреспонденту «НГ» председатель правления НАА Павел Шапкин. Согласно этому прогнозу дефицит качественного спиртного россияне в полной мере ощутят уже 1 июля, когда вступит в силу запрет на торговлю алкогольной продукцией со «старой» маркировкой, которая существовала до 1 января 2006 года.
Когда правительством РФ принималось решение о запрете, предполагалось, что полугодовой срок достаточен для того, чтобы все запасы продукции со старой маркировкой были реализованы, а рынок заполнился новомаркированным спиртным. Но этот прогноз не сбылся. «По нашим оценочным данным, с 1 июля порядка 100 миллионов литров продукции со старой маркировкой окажется вне закона», – заявил корреспонденту «НГ» Павел Шапкин. Владельцы этой продукции окажутся в незавидном положении – для многих из них 1 июля станет «черной субботой». «Наибольшие убытки понесут производители и импортеры, – считает Павел Шапкин. – Последствия для некоторых небольших компаний-импортеров могут быть катастрофическими, вплоть до банкротства». Продукция уже оплачена, и вернуть ее обратно будет невозможно. К тому же, подчеркнул наш собеседник, в таком положении они оказались не по своей воле. «Выдача новой марки импортерам началась где-то в середине мая, – пояснил Павел Шапкин. – Чтобы продукция с новой маркой появилась на прилавке, требуется полтора-два месяца».
С этой субботы владельцы продукции со старой маркировкой окажутся в западне. Реализовывать такое спиртное нельзя, за это могут последовать жесткие санкции вплоть до лишения лицензии. Куда потечет эта полноводная река? Глава НАА делать прогнозы не стал, но эксперты полагают, что путь у «незаконного» спиртного один – на черный рынок.
В эти дни спиртовая продукция стремительно исчезает из магазинов и ресторанов. «Мы вынуждены планировать так, чтобы к 24 часам 30 июня ни на прилавках, ни в складских помещениях не осталось ни одной бутылки», – пояснил нам причину этого опустения начальник отдела рекламы и внешних связей компании «Седьмой континент» Алексей Чураков. То же самое вчера наблюдалось в Москве повсеместно – от сети магазинов Metro до мелких частных торговых точек. В частности, менеджер по связям с общественностью представительства Metro Group в Москве Елизавета Брепсон сообщила, что «около 90% импортной алкогольной продукции находится в процессе возврата поставщикам». Оставшееся в сети дорогое спиртное продается со скидкой в 20–30%. Кроме того, чтобы быстрее избавиться от товара со старой маркировкой, в ряде регионов компания провела специальные акции. Скажем, в Тольятти – «2+1» (покупающему две бутылки бесплатно давали третью) и «1+1».
Обеспокоены ситуацией и российские рестораторы. Федерация рестораторов и отельеров распространила пресс-релиз, в котором говорится, что на предприятиях питания находятся миллионы бутылок с марками старого образца. «Рестораны, кафе и другие предприятия питания не могут полноценно работать при отсутствии алкогольной продукции, которая составляет до 50% оборота, погреба элитного алкоголя предприятий питания рассчитаны на реализацию товарных запасов вин в течение 2–3 лет». На момент запрета многие бутылки окажутся открытыми, и вопрос их перемаркировки в Федерации считают абсурдным.