Кресло Владимира Устинова перейдет к уважаемому в прокурорской среде профессионалу.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Кто бы из называемых сейчас кандидатов на пост генпрокурора РФ из числа бывших замов Владимира Устинова ни занял это место, в 2008 году придется его освободить. Именно так складывается ситуация, учитывая, что предельный возраст для прокурорского работника – 60 лет. Исполняющему обязанности генпрокурора Юрию Бирюкову сейчас 58 лет. Владимиру Колесникову – столько же. Сергею Герасимову – 59. Между тем Юрий Бирюков может оставаться в роли и.о. вплоть до ухода на пенсию: законы не ограничивают сроки назначения нового генпрокурора. «Федеральными законами этот момент не оговорен, поэтому исполняющий обязанности может руководить Генпрокуратурой России сколько угодно долго», – пояснил корреспонденту «НГ» профессор Института государства и права РАН, доктор юридических наук Игорь Петрухин. Опасной такую ситуацию он не считает, так как отставка первого лица не приводит к остановке запущенных механизмов. Однако такой оценки придерживаются не все. Например, бывший генпрокурор России Алексей Казанник считает, что отсутствие руководителя «делает обстановку в коллективе нервозной, и решать эту проблему надо быстро». «Если нет руководителя, наступает период расхолаживания, – заявил он «НГ». – Люди постоянно находятся в нехорошем ожидании, что придет новый прокурор и начнутся чистка и различные перестановки. В коридорах будут постоянно шушукаться и сплетничать: «А вот сейчас этот придет, и вот этим точно будет плохо».
Возможна ли ситуация, что на освободившийся пост будет назначен один из бывших генпрокуроров? По мнению Алексея Казанника, такой вариант исключен. Того же мнения придерживается член Совета Федерации Исса Костоев, долгое время возглавлявший одно из управлений Генпрокуратуры. «Формально они, конечно, имеют право претендовать на этот пост, но шансы у них нулевые», – считает сенатор. Мнения обоих собеседников «НГ» сходятся в том, что в интересах дела этот пост должен занять выходец из профессионалов высшего класса – «корпоративный авторитет». «Это может быть прокурор из какого-нибудь субъекта Федерации, а может быть и человек из аппарата Генпрокуратуры», – считает Алексей Казанник. Но указать на таких суперпрофессионалов бывший генпрокурор отказался. «Должность генерального прокурора в нашей стране, к большому сожалению, это политическая должность, – посетовал он. – Поэтому гадать здесь бессмысленно. Я убежден, что для того, чтобы прокуратура нормально функционировала, должен прийти авторитетный в своем корпоративном сообществе прокурор».
Сенатор Исса Костоев также уверен, что на пост генпрокурора придет человек из профессиональной среды. «Это предусмотрено законом – кандидат должен иметь высшее юридическое образование и не менее 5 лет работы в органах прокуратуры или в судебной системе», – подчеркнул он. И в этом плане, по его мнению, некоторые заместители Владимира Устинова имеют шансы занять освободившийся пост. Однако, по словам сенатора, вряд ли этот пост займет нынешний и.о. генпрокурора Юрий Бирюков. «Я думаю, что скорее всего будут искать другую кандидатуру», – считает Алексей Казанник.
Как пояснил Исса Костоев, возрастное ограничение у работников прокуратуры – 60 лет, это распространяется и на генпрокурора, а Юрию Бирюкову уже 58. Наибольшие шансы, по мнению сенатора, имеют Владимир Колесников (хотя он, как и Бирюков, 1948 года рождения) и Сергей Герасимов (1947 года рождения). «В то время, когда в России особенно обострились проблемы коррупции, оргпреступности, Колесников предпочтителен тем, что он был первым заместителем министра внутренних дел, прекрасно знает систему МВД, человек он волевой, что немаловажно для генпрокурора», – считает Костоев. По его мнению, вполне «потянул» бы обязанности генпрокурора и Сергей Герасимов: «Он прошел хорошую школу в должности прокурора города Москвы, потом возглавлял одно из управлений Генпрокуратуры».
Однако сенатор Костоев подчеркнул, что все эти прогнозы строятся на зыбкой почве. «Вся проблема в том, что мы до сих пор не знаем причин отставки Устинова, – пояснил он. – Если это провалы в области следствия, то это еще больше усугубляет положение Бирюкова, который эту сферу курирует. Если здесь другая причина, расстановка сил может кардинально меняться».
Когда произойдет назначение генпрокурора, наши собеседники предположить затруднились. «Все зависит от президента», – говорят они.