Трехдневный визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Ригу, завершившийся 29 мая, пресса поспешила назвать историческим. Действительно, впервые в истории Алексий II ступил на латвийскую землю в качестве Патриарха и был принят высшими официальными представителями страны – члена Евросоюза.
В ходе встреч с президентом Латвии Вайрой Вике-Фрейбергой, премьер-министром Айгарсом Калвитисом и спикером латвийского Сейма (парламента) Ингридой Удре Алексий II выступал не только как глава Церкви, но и как политический деятель. В частности, Патриарх выразил надежду на то, что его визит будет способствовать укреплению отношений между Россией и Латвией. Тот факт, что отношения эти на протяжении последних лет можно назвать более чем прохладными, не помешал латвийской стороне и Патриарху обменяться высшими государственными и церковными наградами.
Алексий II посетил Латвию как парламентер – дипломат, «наводящий мосты» в изрядно подпорченных двусторонних отношениях. Похоже, это имел в виду и премьер-министр Калвитис, когда сказал, что визит Патриарха является «очень важным политическим сигналом в отношениях России и Латвии». Так что желание «навести мосты» было обоюдным.
Подтверждением этому могло стать принятие латвийским Сеймом закона о придании православным праздникам Рождества и Пасхи (вместе с рядом других) статуса государственных. Подобные предложения неоднократно вносились в Сейм на протяжении последних лет, но каждый раз не находили поддержки необходимого числа парламентариев.
Казалось, весной этого года, когда стало известно о намерении Алексия II посетить Латвию, ситуация изменилась. В мае спикер Сейма Ингрида Удре, представляющая партию «Союз «зеленых» и крестьян», поддержала соответствующую инициативу Яниса Шмитса, представителя «Латвийской первой партии» в парламенте. Обсуждение законопроекта в Сейме началось 25 мая накануне визита Алексия II в Ригу.
Однако 31 мая, спустя два дня после отъезда Патриарха, большинство парламентариев Латвии проголосовали против того, чтобы объявить праздниками православное Рождество, Великую пятницу и Пасху. Это вызвало политический скандал в Сейме. По сообщению Интерфакса от 1 июня, зампредседателя фракции «Центр согласия» Андрей Клементьев заявил, что таким образом «Сейм оскорбил Патриарха Алексия II и всех православных Латвии». Он также призвал спикера Ингриду Удре и премьера Айгарса Калвитиса уйти в отставку.
Однако в ходе встреч и переговоров 26–29 мая латвийская сторона и делегация Патриарха обошли в своих выступлениях «острые углы» российско-латвийской дипломатии. Лишь в заключительном выступлении перед журналистами Алексий II призвал «поощрять и сохранять» культуру, «которая есть у русскоязычного населения, живущего в Латвии». Больше о проблемах этнических русских в Латвии ничего сказано не было.
Несомненно, для православных жителей Латвии визит Патриарха стал недвусмысленным выражением поддержки. Однако призыв «жить в согласии» был адресован Алексием II в первый же день пребывания в Латвии всему народу страны. Программа визита также была выдержана в ключе «проповеди согласия». В частности, Патриарх возложил цветы к монументу советским воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны, и совершил молитву у памятника жертвам политических репрессий в рижском Свято-Троицком Сергиевом монастыре.
Активность Русской Православной Церкви в Европе в течение последних лет непрерывно возрастает. Московский Патриархат направляет наблюдателей на международные конференции, участвует в межхристианских форумах и т.д. Стала ли поездка Алексия II в Латвию результатом поворота РПЦ «лицом к Европе» или это только проявление церковной дипломатии, проводимой в согласии с МИД РФ?
Если говорить о результатах дипломатической миссии главы Церкви, остающейся чуть ли не единственным каналом для конструктивного диалога с прибалтийскими республиками, то пока существенного улучшения российско-латвийских отношений не наблюдается. Примером тому служит последний скандал в латвийском Сейме. Так что дипломатический эффект насыщенного протокольными подробностями визита Патриарха, похоже, пока остался минимальным.