В Совете Федерации не исключены новые отставки сенаторов. Вчера стало известно, что председатель верхней палаты парламента Сергей Миронов направил на имя председателя Народного Хурала Калмыкии представление о досрочном прекращении сенаторских полномочий члена Совета Федерации от этого региона Левона Чахмахчяна. Как выяснилось, проверкой деятельности сенатора уже давно занимаются правоохранительные органы и Счетная палата РФ. Глава палаты Сергей Степашин заявил вчера, что об оперативной разработке сенатора были заранее оповещены президент РФ, спикер Госдумы и спикер Совета Федерации.
Пресс-секретарь Миронова Владимир Еременко также сообщил «НГ», что руководство Совета Федерации было информировано о проверках в отношении Чахмахчяна. «Кто может быть следующим, никто сказать не может», – добавил он.
Как сообщил корреспонденту «НГ» начальник отдела информации Народного Хурала (парламента) Калмыкии Владимир Очаров, представление Миронова к калмыцким депутатам еще не поступило. Между тем президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов уже заявил, что парламент республики должен удовлетворить представление спикера Совфеда. Но при этом Илюмжинов оговорился, что такое решение не будет являться признанием виновности Чахмахчяна: «Окончательно сказать о том, виновен или не виновен человек, согласно Конституции, могут только судебные органы».
По словам Владимира Очарова, дата рассмотрения представления пока не назначена, и депутаты Хурала, по его словам, «находятся в ожидании». Что касается общих настроений калмыцких парламентариев, то, как сказал Очаров, «большинство депутатов удивлены и даже расстроены историей с сенатором».
Спецкраска для сенатора
История с Левоном Чахмахчяном началась 2 июня. В этот день сотрудники ФСБ и следователи Генпрокуратуры задержали его при выходе из офиса компании «Трансаэро» и нашли у него в кейсе 300 тысяч долларов, помеченных специальной краской. Эти деньги, по версии следствия, якобы являются частью взятки, общая сумма которой составляет полтора миллиона долларов.
Как утверждают в Управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры, спецоперация, в результате которой прокурорские работники совместно с оперативниками ФСБ России задержали главного бухгалтера организации некоммерческое партнерство «Ассоциация российско-армянского делового сотрудничества» (АРАДС) Игоря Арушанова и помощника аудитора Счетной палаты РФ Армена Оганесяна, зятя Чахмахчяна, проходила в рамках расследования «уголовного дела, возбужденного в отношении ряда лиц, которые в составе организованной преступной группы совершали хищения крупных денежных средств у предпринимателей путем мошенничества».
В распространенном Генпрокуратурой заявлении отмечается, что основанием для возбуждения уголовного дела и проведения совместной операции «стала информация, полученная от службы безопасности Счетной палаты России». «Следствие располагает сведениями, что задержанные требовали у предпринимателя 1,5 млн. долларов за исключение негативной информации из акта проверки, проведенной Счетной палатой», – отмечается в заявлении.
Криминальный сувенир
В Генпрокуратуре «НГ» заявили, что Арушанов и Оганесян арестованы, и в ближайшее время им будет предъявлено обвинение в мошенничестве. К Чахмахчяну никаких процессуальных мер не применялось, так как он обладает неприкосновенностью. Согласно ст. 448 УПК России, решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации либо о привлечении его в качестве обвиняемого принимается генеральным прокурором России на основании заключения коллегии из трех судей Верховного суда РФ и с согласия соответственно Совета Федерации. Будет ли Генпрокуратура обращаться с такой просьбой в Верховный суд, дежурный прокурор ГП Татьяна Матюнина уточнить не смогла: «Все, что будет происходить дальше, – тайна следствия, и говорить об этом я не могу».
Сам Левон Чахмахчян утверждает, что все произошедшее – провокация, организованная председателем совета директоров компании «Трансаэро» Александром Плешаковым. По версии сенатора, Александр Плешаков якобы просил у Чахмахчяна помощи в избрании на пост вице-президента АРАДС. Для обсуждения этого вопроса Чахмахчян якобы и приехал 2 июня в офис «Трансаэро» вместе с главным бухгалтером АРАДС Игорем Арушановым. По словам Чахмахчяна, после окончания беседы Плешаков указал Арушанову на портфель, который находился под письменным столом, и сказал, чтобы тот взял его. Как утверждал Чахмахчян, он посчитал, что в сумке находится один из сувениров, которыми они с Плешаковым обменялись в ходе встречи.
Пресс-секретарь «Трансаэро» Сергей Быхал на просьбу корреспондента «НГ», соответствуют ли действительности утверждения Чахмахчяна, ответил: «Поскольку эти события связаны с действиями спецслужб, мы не можем комментировать эти вопросы». Сам сенатор в беседе с корреспондентом «НГ» еще раз заявил о своей непричастности к событиям вокруг проверок «Трансаэро» Счетной палатой. «К проблемам Счетной палаты не имею никакого отношения, – заявил «НГ» сенатор. – Я приходил к Плешакову потому, что «Трансаэро» долгое время пытается выйти на рынок Армении, и он хотел стать членом правления и вице-президентом Ассоциации (российско-армянского делового сотрудничества. – «НГ»). А Арушанов приходил, чтобы обговорить условия рекламного договора для «Трансаэро». Я эту сумку не трогал и не знаю, что там находилось. Нужно было громкое дело, вот его и нашли. Через две-три недели понадобится еще одно – тоже найдут».
Говоря о предстоящем 23 июня заседании Совета Федерации, на котором будет решаться вопрос о снятии с него полномочий сенатора, Чахмахчян заявил «НГ», что он готов «содержательно выступить перед коллегами и разъяснить свою позицию по всем вопросам».