В Верховный суд Республики Башкортостан подана жалоба об изменении меры пресечения уфимскому журналисту, учредителю и главному редактору газеты «Провинциальные вести» Виктору Шмакову, содержащемуся под стражей. Об этом вчера корреспонденту «НГ» сообщила его жена Людмила Шмакова. А 8 мая арестованному предъявили обвинение. «Ему инкриминируются часть 2 статьи 280 УК РФ – публичные призывы к экстремистской деятельности с использованием СМИ, а также часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 212 УК РФ – покушение на организацию массовых беспорядков», – сообщила вчера корреспонденту «НГ» старший помощник прокурора Республики Башкортостан Лариса Кучина.
По словам Кучиной, Шмаков публиковал в своей газете материалы, которые содержали «призыв оказать жесткое сопротивление сотрудникам правоохранительных органов во время митингов». В публикациях прокуратура усмотрела покушение на организацию массовых беспорядков с погромами и поджогами, оказание вооруженного сопротивления. «А как по-иному расценить материалы, содержащие настоящие экстремистские инструкции, когда, например, людям советовали перед тем, как идти на митинги, вооружиться ножами, отвертками?» – заметила представитель прокуратуры республики. Напомним, что речь идет о публикациях «Советы бывалого. Инструкция по поведению участников революции во время массовых народных выступлений» и «Краткая программа чрезвычайных и первоочередных мер Башкирского революционного комитета после успешного осуществления революции в ближайшие 100 дней».
У представителей башкирской оппозиции своя версия причин ареста издателя Виктора Шмакова. К примеру, лидер Башкирского национального движения Айрат Дильмухаметов (неделю назад Мировой суд Уфы приговорил его к году условного наказания за публичные призывы к экстремисткой деятельности) считает, что дело главного редактора «Провинциальных вестей» – политическое. По мнению Дильмухаметова, Виктор Шмаков был неудобен как республиканским, так и федеральным властям. Первым – за резкую критику местных порядков, вплоть до требований отставки президента республики, вторым – за союз с Михаилом Касьяновым. «Шмаков являлся руководителем региональной организации создаваемого Касьяновым Народно-демократического союза, – подчеркнул в беседе с корреспондентом «НГ» Айрат Дильмухаметов. – И активно готовил визит Касьянова в Башкирию». По его мнению, главная цель дела Шмакова – исключить из политической жизни как его самого, так и его газету, вокруг которой сплотилось немало башкирских оппозиционеров.
Жена арестованного Людмила Шмакова больше всего обеспокоена тем, что статья 212 УК РФ, которую инкриминируют Виктору Шмакову, не входит в число тех, по которым может быть применена амнистия.