На Павла Бородина тоже предлагали надеть спецбраслет, но американская Фемида воспротивилась.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)
Министерство юстиции РФ совместно с Федеральной службой исполнения наказаний подготовило и направило в правительство РФ законопроект о введении нового вида наказания, не связанного с лишением свободы. Прежде всего, как сообщил «НГ» руководитель пресс-бюро ФСИН России Александр Сидоров, эта мера коснется лиц, совершивших нетяжкие преступления, а также находящихся под следствием. Для них ФСИН предлагает ввести принцип «контролируемой свободы», который предусматривает применение электронных браслетов, посылающих в специальные центры управления постоянные сигналы о местонахождении их владельцев. С помощью этих устройств, которые будут прикреплены к ноге или руке осужденного, служба исполнения наказаний сможет контролировать все передвижения человека и вычислять его месторасположение в реальном времени с точностью до нескольких метров.
Шаг влево, шаг вправо...
Как рассказал «НГ» Александр Сидоров, законопроект об электронном мониторинге преступников предложен Минюстом «в рамках программы либерализации и гуманизации системы наказаний».
«Речь идет прежде всего об адекватности наказания, – говорит Сидоров. – Недопустимо за кражу хлеба в ларьке сажать человека за решетку, поэтому мы и решили, что необходимо расширять спектр наказаний, не связанных с лишением свободы. Среди прочих форм таких наказаний мы планируем восстановить домашний арест и ввести такую меру, как ограниченная свобода передвижения».
По словам руководителя пресс-бюро ФСИН, перечень статей УК РФ, осужденные по которым могут рассчитывать на такую меру наказания, как «ограничение передвижения», будет утвержден вместе с законом. Обнародовать этот перечень представители ФСИН пока отказываются, ссылаясь на то, что «законопроект пока лишь отправлен в правительство и ему еще предстоит пройти массу согласований и доработок». «Пока могу сказать только, что прежде всего это коснется людей, впервые совершивших незначительные правонарушения и преступления, не относящиеся к категории тяжких, – говорит Александр Сидоров. – Рецидивы будут наказываться по всей строгости».
Представитель ФСИН особо подчеркнул, что принятие этого закона поможет не столько разгрузить колонии, сколько решить проблему переполненности СИЗО. По словам Александра Сидорова, за 2005 год из следственных изоляторов было освобождено 65 тысяч человек. «Кого-то освободили за недостатком улик, кого-то просто оправдали – причины разные, но суть от этого не меняется: они зря сидели в СИЗО», – говорит он.
Инициатива ФСИН встретила одобрение и у правозащитников. Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева в беседе с корреспондентом «НГ» назвала предложения чиновников «очень разумной мерой». «Это нормально и уже практикуется в других странах, – заявила «НГ» Алексеева. – Конечно, неприятно иметь на себе электронный браслет, чтобы знали, где ты находишься, но это все-таки лучше, чем сидеть в колонии. Кроме того, что это облегчает жизнь человека, это еще и наверняка снизит преступность, поскольку пребывание в местах лишения свободы, к сожалению, порождает рецидивизм. Я согласна с тем, что это гуманизация системы наказаний».
Сколько это будет стоить
Про техническую составляющую электронных браслетов во ФСИН говорить отказываются, ссылаясь на «нежелательность распространения такой информации». Уклончиво отвечают и на вопрос о том, где будут производиться эти устройства – в России или за границей. «Это будут, скажем так, смешанные технологии», – говорят во ФСИН. С определенной долей уверенности представители пенитенциарного ведомства говорят о только о том, что электронные браслеты будут соответствовать всем требованиям безопасности. «Вреда здоровью они не нанесут», – утверждает Александр Сидоров.
Стоимость этого проекта, по словам Сидорова, во многом зависит от того, в какой форме он будет окончательно утвержден: «На итоговую сумму во многом может повлиять перечень функций, которые должен обеспечивать этот браслет. Если он будет только определять местоположение объекта в условиях домашнего ареста – это одна цифра, а если человеку будет разрешены передвижения по определенному маршруту – другая». Тем не менее об уровне затрат можно судить хотя бы по тому, что на эксперимент, в рамках которого электронная система наказания будет опробована в нескольких регионах России, планируется потратить 3–4 млн. евро. Как утверждают во ФСИН, деньги на этот эксперимент готово выделить представительство Еврокомиссии в России.
Как утверждает аналитик в области телекоммуникационных систем Максим Букин, все техническое оснащение для этого проекта ФСИН придется закупать за рубежом. «На Западе такие системы контроля за преступниками отлажены уже давно, – говорит наш эксперт. – Правда, там начинали с детей и домашних животных». По мнению Букина, максимум, что можно сделать на российских предприятиях, – это «собрать эти браслеты из импортных комплектующих». «Что касается используемых технологий, то у ФСИН есть только один вариант: это система позиционирования с помощью спутников (GPS), – считает Максим Букин. – Позиционирование с помощью сотовых сетей неточное: в городах точность 100–150 метров, и это уже не подходит для заявленных целей. У GPS точность 3–5 метров».
Сам GPS-приемник, по словам эксперта, будет стоить порядка 30 долларов. «Поставить его в браслет и добавить систему запрета его снятия – еще 30 долларов, – говорит он. – Кроме того, браслет должен быть пылевлагонепроницаемым и ударостойким. Это еще долларов 20. Итого, простейший электронный браслет обойдется в 80–100 долларов».
По словам Максима Букина, основные расходы придутся на «создание центров управления всей этой системой». «Эти центры опять же будут базироваться на западных технологиях и оборудовании, и одним центром на всю страну вряд ли обойдешься, – говорит он. – Думаю, что они должны находиться хотя бы в каждом федеральном округе. Все это стоит денег. Кроме того, нужны центры ремонта таких браслетов, причем в разных регионах страны. И персонал тоже придется обучать обращаться с этими приборами». Эти расходы, по словам Максима Букина, оценить трудно.
Отметим, что некоторые российские граждане уже сталкивались с электронным ограничением свободы передвижения. В 2000 году с санкции американского правосудия электронный браслет, позволяющий отслеживать перемещение, был надет на ногу основателю приморского рыболовецкого колхоза «Восток-1» Валерия Шегнагаева, который обвинялся в «неподаче информации по налогам». В 2001 году все обвинения против Шегнагаева были сняты. Подобный электронный браслет в 2001 году могли надеть и на госсекретаря Союза России и Белоруссии Павла Бородина, находящегося в тот момент в американской тюрьме по обвинению в финансовых махинациях. Это предложение было вынесено его защитой как один из аргументов в пользу изменения Бородину меры пресечения. Однако Федеральный суд Бруклина отказался отпустить задержанного, заявив, что браслет не помешает ему оказаться в посольстве РФ в Нью-Йорке.