На Щербинском кладбище в Подмосковье вчера прошли похороны 17-летнего студента-москвича Вигена Абрамянца, убитого в канун Пасхи на станции «Пушкинская» столичного метрополитена. В этот же день Черемушкинский суд должен был решить вопрос о мере пресечения ученику 11-го класса средней общеобразовательной школы № 674 Денису К., задержанному по подозрению в убийстве. Мать школьника уже заявила СМИ, что признательные показания ее сына получены с использованием обмана и шантажа. В беседе с корреспондентом «НГ» официальный представитель Мосгорпрокуратуры Сергей Марченко не стал комментировать это заявление.
Расследование дела не обещает быть скорым, несмотря на быстрое задержание подозреваемого. Первоначальная версия об убийстве на почве национальной вражды, по неофициальным сведениям из правоохранительных органов, отошла на второй план, а на первый выдвинулась версия бытовая. Якобы погибший студент позволил себе грубость по отношению к подруге школьника, что вызвало со стороны последнего вспышку ярости. В ходе драки Денис К., якобы защищая честь подруги, ударил Вигена Абрамянца ножом.
Потерпевшая сторона ставит под сомнение объективность следствия. «Нанести удар снизу вверх в сердце, попав точно между ребер, человек без определенного опыта, а тем более школьник не мог, – сказал корреспонденту «НГ» дядя погибшего Александр Абрамянц. – Запугать мальчишку, сделать из него козла отпущения – много ли надо?» Той же версии придерживается и адвокат потерпевшей стороны Симон Цатурян. «Я полагаю, что на следствие идет давление, – считает он. – Кому-то очень не нравится, что проявления фашизма, ярого национализма, ксенофобии в России становятся настолько частыми, что сильно страдает репутация страны». В этой ситуации, по словам адвоката, очень велик соблазн представить убийство на национальной почве как бытовую трагедию на почве ревности или личной неприязни. «Но как тогда объяснить наличие в этом деле еще одного потерпевшего, который получил глубокие порезы лица? – задается вопросом адвокат. – Нас очень беспокоит, в частности, что в изъятом видеоматериале нет самого главного эпизода – эпизода убийства. Станция буквально нашпигована видеокамерами, и поверить в то, что это не было ими запечатлено, просто невозможно». Особый предмет тревоги – то, что свидетели дружно сменили свои показания в пользу бытовой версии. «Это же дети, очень податливый материал, – считает адвокат. – Все эти факты дают основания сомневаться в объективности расследования».
В Мосгорпрокуратуре вчера не комментировали эти заявления. Вместе с тем неназванный источник в правоохранительных органах заявил Интерфаксу, что следствие пока не определилось с основной версией этого преступления. «На данный момент не собраны все доказательства, которые бы свидетельствовали в пользу одной из версий», – сказал он. По его словам, окончательный ответ должно дать полное изучение видеозаписей. Их общая длительность – 18 часов. «Идет их тщательное изучение и сопоставление с показаниями свидетелей и очевидцев», – подчеркнул источник. Он также подтвердил, что свидетели дают прямо противоположные показания: «Непонятно, почему все 20 свидетелей однозначно утверждали, что студент Абрамянц стал жертвой нападения скинхедов. Однако спустя 12 часов все как один поменяли показания и сказали, что юноша был убит в ссоре, возникшей из-за девушки. Еще через полдня те же свидетели вновь вернулись к версии скинхедов». Представитель следствия не исключил также вариант, что, возможно, школьник сознательно взял на себя преступление. «Очень много подозрительного и путаного в показаниях задержанного, – сказал он. – Следственным путем все они будут перепроверены».