В Нью-Йорке произошло дорожно-транспортное происшествие, которое, по предварительным данным, спровоцировал российский дипломат. Как сообщает информационный интернет-сайт Russian NY со ссылкой на представителей местной полиции, 28-летний атташе российской миссии ООН в Нью-Йорке Илья Морозов сбил полицейского. В российском МИДе вчера заявили «НГ», что пока проверяют эту информацию.
Инцидент произошел в минувшую субботу около девяти часов вечера по местному времени на Манхэттене. По сообщениям нью-йоркских СМИ, серебристая Toyota Corolla 2005 года с номерными знаками российского представительства в ООН двигалась в Манхэттене по 108-й улице к выезду на автостраду FDR. Часть дороги была временно закрыта из-за ремонтных работ. Водитель выехал на тротуар и сбил дежурившего там полицейского. Патрульного с травмой ноги отвезли в больницу Weill Cornell, а водителя задержали и отвезли в участок. Туда же на буксирном грузовике доставили его машину. В полиции неофициально сообщили, что от Морозова сильно пахло спиртным, но от теста он отказался, а принудить его было нельзя из-за дипломатического иммунитета. Менее чем через три часа российский дипломат был отпущен – иммунитет не дал право задержать его по подозрению в управлении автомобилем в нетрезвом виде и предъявить ему какие-либо обвинения.
Между тем, как передал интернет-ресурс «Газета.Ру», «руководство российской дипмиcсии при ООН объявило, что Морозов, вероятно, случайно заехал в зону, которая обычно открыта для движения, и, кроме того, опровергло факт наезда Морозова на полицейского». В МИДе России вчера не смогли прояснить ситуацию. Как сказал корреспонденту «НГ» начальник департамента информации и печати министерства Михаил Камынин, «мы пытаемся выяснить эту информацию, связываемся с американской стороной, но пока никаких официальных данных у нас нет». Что произошло на самом деле, должно установить следствие, а пока российскому дипломату вручили семь предупредительных талонов, в том числе за превышение скорости, за отказ подчиниться полицейскому и за управление машиной в нетрезвом виде.
Дипломатический иммунитет предусмотрен Венской конвенцией о дипломатических сношениях и иммунитете. «Дипломатические представители, – говорится в документе, – то есть лица, обладающие дипломатическим рангом, а также члены их семей не могут быть подвергнуты аресту или задержанию, они пользуются иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции». Однако не исключена возможность привлечения к уголовной ответственности у себя на родине, как это произошло с первым секретарем посольства России в Канаде Андреем Князевым. 28 января 2001 года в Оттаве он стал виновником ДТП. Возвращаясь с рыбалки на машине, он сбил двух женщин. В результате одна из них скончалась на месте, другая получила ранение и была отправлена в больницу. Князев был обвинен канадской стороной в преступной неосторожности, повлекшей за собой смерть и телесные повреждения, а также в отказе пройти пробу на содержание в крови алкоголя. Канада потребовала снять дипломатический иммунитет и передать дело в свой суд. Однако впоследствии дипломат был отозван в Москву, где в отношении него Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело, а в марте 2002 года Тверской межмуниципальный суд столицы приговорил Князева к четырем годам лишения свободы (в Канаде за это преступление он мог получить 20 лет тюрьмы).
На прошлой неделе в центре дипломатического скандала, также связанного с алкоголем, оказался военный атташе российского посольства в Праге полковник Александр Скетин. Он был задержан чешской полицией 12 апреля, после того как напал на полицейский патруль. Чешский МИД затребовал объяснений у российского посольства.