Заключенный колонии города Краcнокаменск Читинской области, в ночь на 14 апреля поранивший лицо бывшему главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому, помещен в изолятор. «Осужденный Кучма изолирован на время, пока проходит проверка по этому инциденту», – сообщили «НГ» в пресс-бюро ФСИН Минюста России. «Вопрос о возбуждении уголовного дела не стоит, – сообщили «НГ» сотрудники ФСИН. – Но провести внутреннюю проверку по данному факту мы должны». Адвокаты Ходорковского с такой постановкой вопроса не согласны и считают, что уголовное дело возбудить необходимо, и инициировать этот процесс должна администрация краснокаменской колонии.
Как сообщил вчера Интерфаксу руководитель Читинского правозащитного центра Виталий Черкасов, экс-глава ЮКОСа в связи с ранением на неделю освобожден от работы. Кроме того, как утверждает краснокаменский адвокат Ходорковского Наталья Терехова, ее подзащитный находится под наблюдением ведомственного врача колонии. По ее словам, медицинские работники колонии, наложившие швы на рану Ходорковскому, не стали его госпитализировать в стационар, сославшись на то, что порез не представляет опасности для жизни. Такого же мнения придерживаются и органы прокуратуры Читинской области и ФСИН.
Как сообщил вчера заместитель прокурора Читинской области Валерий Макаров, органы прокуратуры не проводят никаких проверок и не подключались к расследованию по факту ранения бывшего главы ЮКОСа, поскольку «полученную им травму с большой натяжкой можно отнести к категории легкой». По словам Макарова, проверку в связи с этим инцидентом проводит орган дознания краснокаменской колонии.
Во ФСИН РФ корреспонденту «НГ» также сообщили, что «не видят причин для возбуждения уголовного дела». «Сам Ходорковский заявлений не писал и ничего против этого человека не имеет, – заявили «НГ» сотрудники пенитенциарного ведомства. – Серьезного вреда здоровью тоже нет. Это очевидное нарушение режима, но за это сажают в изолятор, а не заводят уголовное дело».
Адвокат Ходорковского Юрий Шмидт подтвердил «НГ», что его подзащитный заявление подавать не собирается. «Ходорковский не тот человек, – заявил адвокат. – Он не обращался к власти за помощью на свободе и тем более не будет делать этого в колонии. Кроме того, там еще, помимо всего прочего, существуют свои понятия, которые ты не имеешь права нарушать». По словам Юрия Шмидта, сами адвокаты инициировать уголовное разбирательство не будут, поскольку «не могут действовать вопреки воле своего подзащитного». Но это, как утверждает Шмидт, не отменяет того, что «администрация колонии была обязана по своей инициативе возбудить уголовное дело».
«Все ссылаются на то, что при нанесении легких телесных повреждений дело возбуждается только по заявлению потерпевшего, – рассказал «НГ» адвокат. – Но в данном случае вполне можно говорить и о хулиганстве, и о действиях, дезорганизующих работу исправительного учреждения, и даже о покушении на причинение тяжких телесных повреждений: один из признаков тяжких преступлений – неизгладимое обезображивание лица. Я надеюсь, что неизгладимого обезображивания не будет, но проверить, не было ли такого умысла, в рамках расследования уголовного дела, безусловно, необходимо».
Кроме того, по мнению адвоката Юрия Шмидта, руководство исправительного учреждения должно поставить вопрос о переводе участников инцидента в другие колонии. «Есть внутренние инструкции, которые требуют обеспечения безопасности всех осужденных и которые в ряде случаев допускают перевод лиц, жизни и здоровью которых угрожает опасность, либо тех лиц, от которых эта угроза исходит, на другие условия содержания либо вообще в другие исправительные учреждения», – заявил «НГ» Юрий Шмидт. В пресс-бюро ФСИН РФ, в свою очередь, утверждают, что вопрос о переводе кого-либо из участников инцидента из краснокаменской колонии не поднимался. «Говорить об этом преждевременно, – заявили «НГ» в пресс-бюро ФСИН. – По крайней мере пока не закончится проверка».